Логотип

https://rthsu.com/g/46c756bb5e6849088ca15bd1695d3f/?erid=LatgByXkP

Материалы органического происхождения в ювелирных украшениях

Наряду с драгоценными камнями, цветной эмалью и стеклом в ювелирном искусстве для создания украшений с древнейших времен активно использовались и иные материалы, преимущественно органического происхождения. Наиболее часто с этой целью употреблялись морской и речной жемчуг, перламутр, коралл, слоновая кость, янтарь, гагат, черепаха, рог и др.

Медальон. Золото, эмаль, стекло, волосы, слоновая кость. Первая четверть XIX века. Россия.

 

К древнейшим и различно применяемым в ювелирном деле материалам относится слоновая кость (слоновый бивень), которую можно точить, сверлить, пилить, шлифовать, резать и т.д., т.е. различными способами придавать самую разнообразную форму. Слоновая кость как материал очень красива: на продольном разрезе строение ее напоминает древесину, а в поперечном она имеет тонкий сетчатый рисунок.

Из слоновой кости изготовляли сережки, браслеты, застежки, а также более крупные вещи – ларцы, табакерки, сосуды; на слоновой кости также вырезали изображения. В Европе XVI-XVII вв. слоновая кость ценилась очень высоко. Очень эффектно в сочетании со слоновой костью выглядит золото. Слоновая кость прочна, упруга, хорошо сохраняется, но со временем желтеет – это видно на ювелирных изделиях из нее, дошедших до нас от времен Древней Греции и Рима.

Кроме слоновой кости в русских ювелирных украшениях использовалась кость мамонта , т.е. бивни мамонтов, которые в довольно больших количествах находили на Севере и в Сибири по руслам рек и оврагам. Весьма популярным в России материалом для изготовления резных предметов была и моржовая кость, художественная резьба по моржовой кости процветала в различных центрах России XVIII-XIX вв. Из нее делали ларцы, коробочки, табакерки, кубки, мелкую декоративную пластику.

Для изготовления заколок, гребней, табакерок, черенков, инкрустированных изделий в России и Европе XVIII-XIX вв. часто охотно использовали черепаховый панцирь. Начало применения черепахового панцыря для декорирования изделий относится, по свидетельству Плиния Старшего к 80 г. до н.э. Интенсивность цвета и чистота рисунка – основные факторы, определяющие ценность такого материала, как черепаха.

Гребень. Золото, камея, эмаль, рог. Начало XIX века. Петербург.

 

Существует темный и светлый панцирь, причем, светлый «золотистый» особенно ценится, так как обладает способностью пропускать свет. Черепаховый панцирь подвергается самой разнообразной обработке: его можно расщеплять, изгибать, прессовать в форме, а в твердом состоянии – пилить, шлифовать, полировать. Искусно обработанный черепаховый панцирь высоко ценился, как украшение для волос в различные исторические эпохи. Поскольку подлинный панцирь всегда был дорог, его часто имитировали посредством рога, галахита или дешевых пластмасс.

Сентиментализм сделал популярным материалом для изготовления ювелирных украшений человеческие волосы, которые удачно сочетались с золотом и серебром. Браслеты, заколки и серьги, сплетенные из волос, были не только красивы и оригинальны, но связывались с воспоминаниями об их дарителе, о любимом или об умершем.

Со времен захвата Британии римлянами в ювелирном деле используется гагат – черная разновидность бурого угля или лигнита, который хорошо полируется. Название этого материала происходит, по версии Плиния Старшего от реки Гагес на территории Малой Азии. Лучшие гагаты равномерно окрашены в черный цвет, которому полировка придает бархатистость. Изделия из гагата пользовались особенным спросом в XIX веке, его применяли, главным образом, для изготовления похоронных и траурных ювелирных украшениях.


В начало раздела "Ювелирные изделия">>>