Русские ювелирные украшения
В Древней Руси широко распространилось медицинское сочинение «Прохладный Вертоград», переведенное в XVI веке и сохранившееся в многочисленных списках XVI и XVII вв., где дается толкование свойств камней, серебра и золота. «Кто червчатый яхонт носит в перстне при себе, тот крепит сердце свое. Аще кто пал при себе носит в поветрие моровое отгоняет и похоти телесные умет, тело человечье во здравие ото всяких болезней устраняет. Мысли злые от человека отгоняет, промеж людьми приятельство чинит и всякое счастье умножает. Яхонт лазоревый – кто его носит при себе, тело умножает, и благолепие лицу придает, измены открывает, страх отгоняет. Изумруд аще положишь в питие умет смертельную ядость и укушение ядовитых заживит. Тот же камень точен в питии прият пользует прокаженных людей, печени и желудковым болезням помогает. Бирюза – кто ее носит на себе, тот человек убиен не может быть никогда. А если его разотрет и пиет, помогает от окормова змеиных и иных пакостей уздравливает и болезнь из почек и пузыря выводит. Топаз – кто при себе носит гнева человеческого и похоти телесныя усмиряет, на рану положен кровь умет, телесное зажжение участит гранат или по-русски вениса тот камень веселит сердце человеческое и кручину одоляет, кто ево при себе носит и того в людем прилюбляет. Серебро мелко тертое и смешанное с маслом коросту помазуем старые и гнилые язвы. Серебро внутрь принято пустую мокроту из всего тела изгонит».
Русские украшения X-XIII веков
Колты и ожерелье. XII век.
Украшения, изготовлявшиеся в Киевской Руси – фибулы-застежки, кованые гривны, ожерелья с перегородчатой эмалью, височные кольца, подвески в виде коней и птиц, браслеты и др.– отличались большим разнообразием форм и декора.
Излюбленными и наиболее распространенными ювелирными изделиями были кольца, перстни и серьги.
В конце XI века появляются украшения нового типа – женские височные колты, богато декорированные красочными перегородчатыми эмалями, характерные в основном для городской среды.
Зажиточные горожане в XI-XII вв. носили легкие и изящные серебряные ожерелья из лунниц, крестовидных и лилиевидных подвесок, где металлические детали чередовались с керамическими бусинами, шариками цветного стекла или камня.
На протяжении X-XIII вв. повсеместно на Руси женщины носили височные кольца: легкие кольца с тремя бусинами входили в княжеский и боярский нарядный убор. Особенно этот вид украшения был распространен на юге России. Височные кольца были наиболее постоянным предметом наряда, поэтому мастера не уделяли им особого внимания, предпочитая экспериментировать на новых формах – колтах, браслетах-наручах, ожерельях.
Украшение в виде коня с шумящими подвесками. X-XII вв. Литье, бронза.
Ранние украшения отличались достаточной простотой, делались из железа и меди, были массивны и тяжеловесны. В VIII-IX вв. предметы стали изготовлять из серебра и золота в сочетании с драгоценными камнями, часто обработанными в форме кабошона, и красочными эмалями, при этом из камней предпочтение отдавалось изумруду, рубину, сердолику; часто встречались жемчуг, перламутр, коралл. До X в. преобладают массивные литые и кованые изделия; на рубеже X-XI вв. появляются украшения, тисненные из тонкого металлического листа, поверхность которых декорирована геометрическими узорами.
В ювелирных украшениях и одежде Киевской Руси архаическая языческая символика древних славян причудливо переплеталась с христианской. От язычества ведут свое происхождение привески-амулеты в виде ложек, фигурок птиц и др. дополнявшие костюм и украшения; их носили на поясе, на шее в виде ожерелья, на груди.
Конь был символом счастья, добра, его связывали с культом Солнца, поэтому подвески в виде коня часто украшали кружочки с точкой посередине – солнечными знаками.
Ложка символизировала сытость и довольство, ключи – целость и сохранность имущества.
Гривна. Золото, эмаль. XIII век.
На примере ювелирных украшений можно видеть, как изобразительная символика язычества сменялась христианскими образами святых, крестов и т.п.
Так, гривна XII-XIII вв., состоящая из медальонов с перегородчатой эмалью на золоте, декорирована поясными изображениями христианских святых: в центре – Христос, по сторонам от него – Богоматерь и Иоанн Предтеча, далее – ангелы, апостолы Петр и Павел, князья Борис и Глеб.
Изделия русских мастеров XI-XIII вв. поражают разнообразием форм и многочисленностью используемых ювелирных техник: скань, зернь, чернь, литье, чеканка. Работы русских златокузнецов высоко ценились современниками. Так, монах Теофил, живший в XI или XII веке, в своем трактате «О разных ремеслах» писал, что русские мастера занимают место после византийских в своем искусстве и оставляют далеко позади ювелиров Германии и Италии.
На протяжении трех веков (X-XII) переход от одного вида парадного убора к другому происходит трижды. Во второй половине X-начале XI вв. большинство украшений создавалось из серебра. Для этого использовалась ковка и тиснение, а в декоре господствовал геометрический орнамент, выложенный зернью.
С середины XI века, когда Киев вступил в пору своего расцвета, наступает период увлечения золотыми украшениями, которые декорировались тонкой сканью, драгоценными камнями, жемчугом и эмалью. В начале XII века эмаль вытесняет другие виды декора и становится почти единственным средством убранства вещей.
Серебряный браслет с чернью. Киев. XII век.
В середине XII века происходит новая смена в характере парадного металлического убора. На смену многоцветию эмалевых украшений приходит строгая элегантность черни, украшавшей золотые и серебряные изделия. Особенно удачно чернь применялась в декоре браслетов, широкие полосы которых держали у запястья рукава одежд.
Браслеты состояли из двух створок, соединенных шарниром. Изображения размещались в клеймах (преобладали фантастические грифоны, львы, птицы с человечьими головами), между которыми располагался орнамент.
Разнообразное применение в убранстве древнерусской одежды находили себе украшения, созданные с использованием техники скани и зерни. В кладах X-XIII вв. найдено много ажурных сканных бусин. Помимо уникальных ювелирных работ, мастера создавали и массовую продукцию, используя для этого тиснение (штамповку) и литье в каменных и глиняных формах. Тиснением делали всевозможные подвески к ожерельям, бусы, медальоны, которые потом спаивали. Литье, получившее особое распространение на рубеже XII-XIII вв., часто воспроизводило богатые и сложные украшения, выполненные в других техниках.
Развитие искусства древнерусских княжеств было нарушено в XIII веке нашествием Золотой орды. Центры ювелирного искусства гибли, мастеров угоняли в рабство. После освобождения от ига стали медленно восстанавливаться города и художественные центры, уже в XIV-XV вв. можно говорить о возрождении русского ювелирного дела. Но подлинного расцвета русское ювелирное достигло в XVI-XVII веках, в период объединения Руси во главе с Москвой, когда начинает складываться единая линия развития русской художественной культуры.