Русские колты
Золотые колты с перегородчатой эмалью. Киев, XII век.
Среди древнерусских ювелирных украшений заметно выделяются колты, которые были важной деталью нарядного женского костюма. Их подвешивали к головному убору над виском на сложенной вдвое цепочке или ленте.
Колт состоит из двух выпуклых щитков, спаянных друг с другом, и имеющих наверху вырез, над которым закреплена дужка для подвешивания. Между щитками вкладывалась ткань, пропитанная душистыми маслами, аромат которых распространялся вокруг, когда колты покачивались.
В XI-XII вв. широко были распространены золотые колты с перегородчатой эмалью. Насыщенные яркие эмали прекрасно сочетались с золотом, покрывая его поверхность драгоценной мозаикой синего, белого, густо-зеленого и красно-кирпичного цветов.
По технике исполнения колты с перегородчатой эмалью очень сложны: сначала металл выбирали специальным резцом, потом в углублениях напаивались перегородки; в образовавшиеся ячейки заливалась эмаль. По краю колта часто помещалась жемчужная обнизь.
Встречаются круглые колты с ажурной каймой в виде арочек, с обрамлением из полых серебряных бус или колечек.
Многолучевой золотой колт с перегородчатой эмалью (вид с двух сторон). Киев, XI-XII вв.
В декоре видно, как языческая символика постепенно сменяется христианской. Чаще всего на колтах встречаются геральдические птицы-сирины и древо жизни. Эти изображения ученые связывают с символикой свадебного обряда, с охраной от злых духов и идеей плодородия. Птицы трактуются как символ брачной пары, а дерево или росток между ними – как символ появления новой жизни. Оборотную сторону колта декорировали элементами, сопровождающими главный мотив: петлями хмеля, турьими рогами и др. Позднее на колтах появляются образы христианских святых.
Серебряный колт с чернью. XII век.
В XII веке колты делают не только монолитными округлыми, но и звездчатыми, с многолучевой каймой, форма расчленяется и приобретает узорность очертаний.
Вместе с тем в декоре колтов на смену красочным эмалям приходит чернь. При этом сюжеты остаются прежними: птицы, дерево, орнаменты.
Изображение выделялось чернью по контуру (фон целиком заполняла чернь), а внутри силуэта форма намечалась штриховыми линиями. По фону делались насечки для улучшения прочности соединения черни с серебром.
Уникальные звездчатые колты, украшенные объемной зернью, делали в Старой Рязани. Там же создавали колты, декорированные перегородчатой эмалью в сочетании с разноцветными драгоценными камнями и орнаментом из сканных завитков.