Скань и зернь
Серебряная сканная сухарница. Москва, 1819 г.
Филигрань (от латинского filum – проволока) или скань (от русского «скать» – свивать) представляет собой украшение из тонких золотых или серебряных гладких, накрененных (рифленых) проволок, которые сворачиваются в спирали, усики, решеточки и припаиваются к предмету. Скань делают из чистого золота или серебра, которые из-за отсутствия примесей мягки и способны вытягиваться в очень тонкие проволоки. Особое предпочтение отдавали филиграни из серебра, золотая филигрань встречается реже. Дешевые сканные изделия делали также из красномедной проволоки и затем золотили или серебрили. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, неподвижно укрепленной в тисках или в волочильном станке. Так как отверстия постепенно уменьшаются по диаметру, проволока становится после каждого прохождения тоньше. При этом приходится неоднократно отжигать проволоку, чтобы не порвать ее, и смазывать ее заостренный кончик маслом или воском, чтобы он легко входил в отверстия. Для получения самой тонкой проволоки употребляются медные кружочки со вставленным в центре просверленным алмазом или сапфиром, через отверстие в котором протягивается проволока.
Коробочка для пряностей серебряной филиграни. Прага, 1830 г.
При изготовлении сканных изделий применяется гладкая проволока, пропущенная через вальцы, превращающая ее в ленточку или проволока, круто свитая в веревочку из двух или трех нитей при помощи сучильного станка, приводящегося в движение палкой или смычком. Применение проволоки различной толщины и чередование гладкой и ссученной в веревочки проволоки дает мастеру возможность вносить большое разнообразие в сканные узоры. Если сканный орнамент делается на металлическом фоне, то на поверхность металла наносится рисунок, по которому щипчиками выгибают и раскладывают отрезки гладкой и свитой в веревочки скани, обмазывая при этом каждую частичку клеем (столярным или ацетоновым) и прикрепляя ее таким образом к металлу. Когда весь рисунок выложен, мастер плотно окручивает пластинку с набранными сканными узорами тончайшей железной проволокой. Это делается для того, чтобы при дальнейшей работе наклеенная скань не сдвинулась с места, и не сбился рисунок. Набранную на пластинку и закрепленную проволокой скань смачивают водой, посыпают легкоплавким серебряным припоем, смешанным с бурой, кладут кусок древесного угля или асбеста (или слюды), которые не сгорают при пайке, и напаивают скань при помощи паяльной трубки. При изготовлении ажурной скани рисунок делается на бумаге, к которой приклеивают отдельные деталисканных узоров, и, посыпав припоем, паяют обычным способом. Бумага сгорает, а сканные завитки спаиваются между собой. В древнейшие времена проволока для скани была не волоченая, а кованная – ее ковали мелкими отрезками, которые при надобности спаивали между собой. В Xвеке волоченая скань была уже хорошо известна на Руси.
Зернь или гранулирование (от латинского granum – зернышко) – способ украшения, который заключается в напаивании на предмет золотых или серебряных зернышек (золото – на золото, серебро – на серебро). Эта техника увеличивает игру светотени на изделии и способствует созданию живописного эффекта. Часто зернью оживляли сканные изделия. Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему сканному орнаменту, окаймляет части предмета полосами, располагается в виде сетки, ромба, треугольников, образует рельефные пирамидки и грозди. Техника изготовления и закрепления зерни требует от мастера большого искусства. Для того, чтобы получить большое количество одинаковых по размеру шариков зерни, мастер должен, прежде всего, нарезать равные по длине и диаметру отрезки проволоки. Для ускорения этого процесса мастер наматывает проволоку на цилиндрический стержень, а затем разрезает эту спираль. Полученные таким способом равные по размеру не сомкнутые колечки раскладывают щипчиками на большом куске древесного угля с рядами небольших углублений на нем, после чего направляют на них струю пламени паяльной лампы. Расплавленные колечки в виде капель скатываются в углубления, сделанные в угле и застывают в виде шариков. Зернь можно получить и иным путем: колечки или отрезки проволоки не раскладывают на кустке угля, а пересыпают угольной пылью и плавят в тигле. Шарики зерни приклеивают в соответствующих местах в орнаменте, посыпают припоем и напаивают, часто положив при этом под шарики сканные колечки.
При изготовлении скани и украшения ее зернью одним из важнейших является вопрос о припое. На древних изделиях он почти не заметен – будто невидимый клей скрепляет детали орнамента с поверхностью изделия. Это, несомненно, является большим достоинством. Вопрос состава этого припоя долго занимал ученых и в 1952 году в результате опытов Ф.Я. Мишуковым утерянные секрет древней техники невидимого припоя был раскрыт.
Ложная скань и зернь. Изготовление изделий, декорированных зернью и сканью, требовало большого искусства от мастеров и занимало много времени. Ремесленники XII-XIII вв. упрощали, ускоряли и удешевляли процесс изготовления украшений, отливая в каменных формах из сланца и известняка копии с драгоценных предметов, украшенных сканью и зернью. В результате получались литые вещи, сходные с украшенными зернью и сканью, но со слегка смазанным, нечетким рисунком.