Логотип

https://rthsu.com/g/46c756bb5e6849088ca15bd1695d3f/?erid=LatgByXkP

Ювелирные украшения в культуре России и других стран

Первые украшения на Земле появились еще в глубокой древности – потребность в них у людей была едва ли не сильнее, чем потребность в одежде. При этом украшения не только выполняли свои эстетические функции, но и служили в качестве талисмана, амулета или в качестве знака отличия и принадлежности к той или иной группе (социальной, культовой и т.п.).

Традиционно ювелирные украшения делятся на две группы: часть их имеет не только эстетическое значение, но и следует утилитарным целям, выполняя функции пряжек, застежек, заколок, скрепляющих детали одежды; другая часть, не связанная непосредственно с одеждой, как, кольца, подвески, серьги, браслеты не имеет практического значения, а служит только для украшения. Украшения хороши не только в своей непосредственной роли – деталь туалета – но и являются хорошим вложением капитала, поэтому с уже очень ранних времен они стали предметом коллекционирования.

Диадема-бандо из семи золотых с эмалью веточек с цветами из бриллиантов, подложенных разноцветной фольгой.1750-е гг.

Ювелирное искусство стало активно развиваться, когда люди открыли золото и серебро, научились использовать их свойства и подвергать эти металлы художественной обработке. Когда началась добыча самоцветов и жемчуга, были изобретены эмаль, человек стал создавать сложнейшие ювелирные украшения с яркой цветовой гаммой – подобные вещи делали еще в Древнем Египте в третьем-втором тысячелетиях до н.э. На протяжении веков развитие ювелирных украшений и их количество находились в тесной зависимости со стилистическими изменениями моды, покроя одежд и т.п.

Драгоценные ювелирные украшения всегда были знаком богатства владельца, а часто совпадали и с символами власти. Материальная ценность ювелирных украшений – одна из причин их массовой гибели: их крали, закапывали, переплавляли в деньги и т.д.

Одну из основных ролей в орнаментации ювелирных украшений играли драгоценные, полудрагоценные и искусственные камни и жемчуг. В разные годы и в разных странах отдавали предпочтения различным камням и их сочетаниям. Нередко ювелирные украшения, а особенно включенные в них камни, имели функцию оберега, охраняющего хозяина, или талисмана, приносящего удачу и т.п. Толкование символики и особенностей камней, их магической силы и свойств существовало с древних времени, и было различным в разные эпохи в разных странах.

Серьги в виде веток с розами, на которых сидят пчелы. Бриллианты, золото, серебро, эмаль. Россия. 1750-е гг.

 

В Древней Руси широко распространилось медицинское сочинение «Прохладный Вертоград», переведенное в XVI веке и сохранившееся в многочисленных списках XVI и XVII вв., где дается толкование свойств камней, серебра и золота. «Кточервчатый яхонт носит в перстне при себе, тот крепит сердце свое. Аще кто пал при себе носит в поветрие моровое отгоняет и похоти телесные умет, тело человечье во здравие ото всяких болезней устраняет. Мысли злые от человека отгоняет, промеж людьми приятельство чинит и всякое счастье умножает. Яхонт лазоревый – кто его носит при себе, тело умножает, и благолепие лицу придает, измены открывает, страх отгоняет. Изумруд аще положишь в питие умет смертельную ядость и укушение ядовитых заживит. Тот же камень точен в питии прият пользует прокаженных людей, печени и желудковым болезням помогает. Бирюза – кто ее носит на себе, тот человек убиен не может быть никогда. А если его разотрет и пиет, помогает от окормова змеиных и иных пакостей уздравливает и болезнь из почек и пузыря выводит. Тупаз – кто при себе носит гнева человеческого и похоти телесныя усмиряет, на рану положен кровь умет, телесное зажжение участит гранат или по-русски вениса тот камень веселит сердце человеческое и кручину одоляет, кто ево при себе носит и того в людем прилюбляет. Серебро мелко тертое и смешанное с маслом коросту помазуем старые и гнилые язвы. Серебро внутрь принято пустую мокроту из всего тела изгонит».

До XVIII века камни занимали видное место в народной медицине, так как многие болезни рассматривали как действия демонов, с которыми следует бороться с помощью талисманов. Знаменитый врач XV века, лечивший в 1492 году Лоренцо Медичи заставлял его пить истолченные алмазы и жемчуг, а в 1534 году ПапаКлимент VII выпил перед смертью истолченных в порошок драгоценных камней на сумму 40000 дукатов. Особые свойства приписывали и кораллу. Приезжавший в Москву в XVI веке англичанин сэр Джером Горсей в своих путевых записках рассказывал о том, как умиравшего Ивана IV приносили в последние дни его жизни в сокровищницы, где он перебирал камни, любуясь ими, и разъяснял присутствующим боярам и царевичу их тайные магические силы: «Вы видите этот коралл и эту прекрасную бирюзу… вы видите, как ярок их природный цвет; положите их теперь ко мне на руку. Я заражен болезнью, смотрите же, как их цвет из яркого сделался бледным. Это предвещает мою смерть».

В Древней Руси в камнях ценили не высокое качество и чистоту, не яркий блеск и материальную ценность, а, главным образом, цвет. Камни могли быть неправильной формы, с естественными пороками, неравной или бледной окраски. Они монтировались каждый отдельно, иногда в богато орнаментированном эмалью, чернью или чеканкой гнезде. Подход к камням изменяется во второй половине XVII века: их все реже рассматривают как отдельные цветовые пятна. Из Константинополя привозят роскошно украшенные предметы быта и оружия, оттуда приезжают ювелиры-греки и работают в мастерских Московского Кремля. В изделиях этого времени – характерное для Востока резкое сочетание изумрудов и рубинов, которые располагаются в виде розеток и орнаментов. В последней четверти XVII века в украшениях появляется много алмазов и бриллиантов греческой грани. Потом их сменяют бриллианты более сложной огранки – «розы», а все остальные камни оттесняются на второй план.

В Древней Руси особенно часто использовали при изготовлении украшений крупный и мелкий жемчуг; также характерная черта русских ювелирных украшений, особенно в XVII веке, эмаль; ею украшали перстни, серьги, пуговицы, цепи. Для изделий этого времени характерна яркая декоративность и полихромность.


В начало раздела "Ювелирные изделия">>>