Логотип
Яндекс.Путешествия

ТУРНОЗА ФИЛИППА IV КРАСИВОГО И...ТАМПЛИЕРЫ. 

Турноза, 1305 г., серебро (4,1 грамма, 958 проба, диаметр 25 мм). На аверсе - символ города Тура (часовня или городские ворота) с надписью turonis civis и двенадцатью лилиями вокруг, на реверсе изображен крест с внутренней круговой надписью - именем правителя PHILIPPVS REX +  и внешней круговой надписью Benedictum sit nomen domini nostri Jesu Christi .


В 1266 г. французский король  Людовик 9, дед Карла 4 Красивого начал чеканить в г. Туре значительно большие, чем денарии, серебряные монеты grossi Turonenses ( гроши турские), они же  гроши турнуа . В нумизматической литературе за ними закрепилось название турнозы. Вес монеты в среднем равнялся около 4,20 г при 958-й пробе. Турноза была равна 12 денариям, поэтому на монете и изображены 12 лилий. Этот номинал получил широкое развитие в Западной и Центральной Европе в связи с начавшимся в 13-14 веках сильным ростом торговли и экономики, что в свою очередь потребовало введения в денежный оборот более крупного номинала, чем царивший до этого периода в Европе денарий. 
Так что же помнит эта отчеканенная в 1305 году французская крупная монета Филиппа Красивого?
Филипп IV Красивый родился в Фонтенбло в 1268 году от Филиппа III и Изабеллы Арагонской. Он вступил на престол совсем молодой – в 17 лет. Он правил долго и многое ему удавалось. Это был король-политик,  король, сумевший создать свою команду, с помощью которой он был в состоянии решить сложнейшие проблемы. Будет справедливым перечислить ближайших сподвижников Филиппа: канцлер Пьер Флотт, хранитель печати Гильом Ногаре и коадъютор королевства Ангерран Мариньи. Все это были люди незнатные, вознесенные на вершины власти самим королем.

        король Франции Филипп IV Красивый.
Начало правления Филиппа Красивого разворачивалось на фоне обострявшихся с каждым годом противоречий с папой. Поначалу ничто не предвещало этого конфликта. Никто из европейских королей не был так любим папой Бонифацием VIII, как Филипп Красивый. Еще в 1290 г., когда папа был только кардиналом Бенедетто Гаэтани и в качестве папского легата приезжал во Францию, он восхищался благочестием молодого короля. Взойдя на престол в 1294 г., Бонифаций усердно поддерживал политику французского короля в Испании и Италии.
Бонифаций VIII (в миру — Бенедетто Каэтани) был первым папой, кто начал традицию празднования так называемых «юбилеев» (с 1300 года) или «святые годы», которые  первоначально были установлены  как столетние юбилеи церкви. Паломникам, посетившим Рим в Юбилейные годы, даровалось полное отпущение грехов. Доходы от притока паломников были столь велики, что преемники Бонифация VIII неоднократно сокращали сроки между Юбилейными годами для пополнения папской казны и для популяризации идей католичества (так, с 1475 года срок между юбилейными годами был уменьшен до 25 лет. В самой церкви папа проводил взвешенную политику в отношении нищенствующих орденов, ограничивая их свободу. Кроме того, этому папе принадлежит авторство широкоприменяемого в наши дни афоризма «Молчание — знак согласия».

 папа Бонифаций VIII

Первые признаки взаимного недоверия между папой и Филиппом Красивым обнаружились в 1296 г. В августе папа обнародовал буллу, в которой запрещал мирянам требовать и получать субсидии от духовенства. По «странной случайности» Филипп в то же самое время запретил вывозить из Франции золото и серебро, этим он уничтожал один из главных источников папских доходов, потому что французская церковь уже не могла отсылать никаких денег в Рим. Уже тогда могла возникнуть ссора, но положение Бонифация VIII на папском престоле было еще непрочным и он уступил. 
После этого в течение нескольких лет  противники медлили с решительными мерами, но враждебность между ними все нарастала. Наконец, в ответ на демарш Филиппа IV в апреле 1303 г. Бонифаций отлучил короля от церкви, а в свою очередь Филипп объявил Бонифация лжепапой (действительно, существовали некоторые сомнения в законности его избрания), еретиком и даже чернокнижником. Он потребовал созвать вселенский собор для выслушивания этих обвинений, но при этом говорил, что папа должен быть на этом соборе в качестве пленника и обвиняемого.
От слов он перешел к делу. Ногаре с большой суммой денег отправился в Италию, где он вступил в сношения с врагами Бонифация и составил против него обширный заговор. Папа в это время находился в Ананьи, где хотел предать Филиппа публичному проклятию. Тогда заговорщики из рода Колонна во главе с Ногаре ворвались в папский дворец, окружили Бонифация, осыпали его всякими оскорблениями и потребовали его отречения. Ногаре грозил, что закует его в цепи и как преступника отведет на собор в Лионе для вынесения над ним приговора, а потом взял и отвесил святейшему папе прилюдно пару пощечин. Когда через 3 дня жители Ананьи освободили папу, он от перенесенных унижений впал в такое нервное расстройство, что сошел с ума и умер. И как было написано в одной очень трогательной дореволюционной книге, «не вынеся оскорблений, гордый старик через несколько дней скончался». Новый папа Бенедикт XI отлучил от церкви Ногаре, но прекратил преследование самого Филиппа. Летом 1304 г. он тоже умер. На его место был избран архиепископ Бордо Бертран дю Гот, принявший имя Климента V. Он не поехал в Италию, а был рукоположен в Лионе. В 1309 г. он поселился в Авиньоне и превратил этот город в папскую резиденцию. До самой смерти он оставался послушным исполнителем воли французского короля. Начался период так называемого «авиньонского пленения пап».
Современники не любили Филиппа Красивого, близкие к нему люди боялись рассудочной жестокости этого необыкновенно красивого и удивительно бесстрастного человека. Насилие над папой вызвало возмущение во всем христианском мире. Крупные феодалы были недовольны ущемлением их прав и усилением центральной администрации, состоявшей из людей безродных. Податное сословие возмущалось увеличением налогов, так называемой «порчей» монеты, т. е. уменьшением ее золотого содержания при принудительном сохранении ее номинала, что приводило к инфляции. Вместе с тем Французское королевство Филиппа IV Красивого достигает вершины своего могущества: самое большое по численности населения государство в христианском западном мире (13-15 млн. или треть всего католического мира), настоящее экономическое процветание, можно привести в качестве примера увеличение площадей пахотных земель или расцвет ярмарки в Шампани). 
Представленная монета по французским каталогам датируется 1305 годом. Именно в этот год папой становится послушный воле Филиппа IV Климент V . Филипп Красивый остро нуждался в деньгах и задолжал ПОЛМИЛЛИОНА ЛИВРОВ тамплиерам. Как не отдавать долг и еще денег поиметь?
Для этого было только два пути: возглавить орден тамплиеров и сделать его королевским или же уничтожить его. К тому же тамплиеры были еще и могущественнейшей политической силой той поры. И если Филипп хотел (а он хотел и жестко выстраивал вертикаль власти) единовластия во Франции, то столкновение с тамплиерами было неизбежно. Надо отдать должное мужеству Филиппа Красивого и его организационным способностям. Не каждый король мог решится разгромить богатейший орден с огромным количеством опытных воинов, к тому же сверхпопулярный в европейском общественном мнении той поры. Он шел ва-банк, готовился долго и тщательно... Справиться с папой оказалось легче, в нужный момент он просто воспользовался старинной гвельфо-гибеллиновской борьбой между старейшими римскими патрицианскими родами  Орсини и Колонна, профинансировал гибеллиновских Колонна и послал своего резидента Ногаре для корректировки ситуации на месте в Италии. 
С тамплиерами он сначала попытался «договориться по-доброму», тем более, что большинство членов ордена были французами. Именно в том же 1305 г. Филипп Красивый захотел сам  вступить в Орден Храма. Однако капитул Ордена ответил ему, что среди братьев не может быть коронованных владык. Тогда Филипп выступил с новым предложением. Поскольку де война в Палестине подошла к концу и рыцарские ордены оказались вне Святой земли, то надо объединить два из них - Орден Храма и Орден Иоанна Иерусалимского. Во главе же объединенного Ордена, дабы не принизить чести ни тамплиеров, ни госпитальеров, должен встать сын христианнейшего короля Франции, потомок знаменитого крестоносца Людовика Святого, то есть он сам . Однако и этот план не удался. 
И тогда Филипп Красивый выбрал второй путь- путь уничтожения ордена, который последние 150 лет вбирал в себя основную пассионарную часть европейского рыцарства. Духовник короля и Великий Инквизитор Франции доктор теологии Гийом Парижский начал собирать свидетелей из числа изгнанных рыцарей. Таких было крайне мало, но надо же было с чего-то начинать. К 1307 г. обвинения были подготовлены и по всей Франции королевские гонцы повезли тайные письма с инструкциями королевским чиновникам. 14 сентября 1307 г. королевские войска одновренно в час «Х» без сопротивления захватили замки тамплиеров во всей Франции. Филипп IV впервые вошел в возвышавшийся в центре Парижа Тампль не как гость и должник ордена, а как господин покоренной вражеской крепости. Тамплиеры не оказали сопротивления - устав ордена не позволял рыцарям поднимать оружие против христиан. Хотя устав уставом, но заранее знавшие о намерениях Филиппа руководство ордена просто спрятало все свои реликвии, документы и золото и … пошло как агнцы на заклание. Почему ??? Этот вопрос давно волнует разных историков, но очевидного для всех обьяснения нет. Ясно одно, тамплиеры через свою великолепно отлаженную шпионскую сеть об этом знали, но приняли решение не сопротивляться, хотя при желании могли бы и кто знает, сохранил ли Филипп Красивый тогда свою корону и жизнь.
Незадолго до начала арестов Жак де Моле успел сжечь многие документы и  отправил письмо во все орденские дома, в котором приказал не сообщать даже минимальной информации об обычаях и ритуалах тамплиеров. Как утверждают в одну из ночей перед волной арестов сокровища были вывезены из Парижа на возах под видом сена (кто же возит из города в деревню сено целым караваном c вооруженным конвоем, да еще ночью???). Этот груз доставили в самую крупную морскую базу тамплиеров порт Ла Рошель, где его погрузили на 18 галер ордена, отбывших в неизвестном направлении. Сужествует гипотеза, что потом флотилия разделилась на две части и отправилась в Португалию и Шотландию. Но куда же были вывезены реликвии и золото Ордена? Куда точно делись эти 18 галер с командами и  грузом? Сокровища тамплиеров найти так и не удалось,  как  впрочем  впоследствии так никто и не нашел не золото Третьего Рейха, не золото КПСС.

Арестованные предстали перед судом, многих пытали. Процесс был долгим и кровавым. В застенках погибали или оговаривали себя  не просто обвиняемые, а рыцари, доселе без страха ходившие в атаку на неверных. К слову по уставу ордена тамплиер мог отступить перед неверноми только при их  трехкратном преимуществе!!! Но также не забудем и о том , что, например, в 1937 году в застенках НКВД многие мужественные люди тоже подписывали чудовищные , до абсурда невероятные признания…. Под пытками в течение нескольких лет
добились страшных признаний! Тамплиеров обвиняли в том, что они не признают Христа, Святой Девы и святых, плюют на крест и топчут его ногами. Обвиняли тех, благодаря чьему мужеству более 170 лет в Святой Земле существовали христианские государства! Заявляли, что они поклоняются в темной пещере идолу, изображающему фигуру человека, покрытую человеческой кожей и с блестящими карбункулами вместо глаз, при этом они мажут его жиром изжаренных маленьких детей и смотрят на него, как на своего бога. Их обвиняли в том, что они поклоняются дьяволу в виде кошки, жгут тела умерших тамплиеров и отдают пепел младшим братьям, примешивая к их пище. Их обвиняли в разных преступлениях, в страшном разврате и в суеверных гнусностях, в которых могут оказаться виновны только сумасшедшие. Ну прямо средневековый 1937 год!
Скука тянувшегося лживого суда оживлялась время от времени казнью рыцарей, не хотевших сознаваться в преступлениях, в которых они не были виновны. 59 рыцарей были выведены однажды в поле за монастырем св. Антония. Им предлагалось прощение, если они сознаются, но они отказались и были сожжены на медленном огне. В городе Санли сожгли девять рыцарей и гораздо больше по всей Франции. Поскольку орден был основан церковным собором, то для суда над тамплиерами также нужно было созвать собор. Однако созванный для этой цели Венский собор 1312 г. не пожелал выдвигать против Ордена какие-либо обвинения. Тогда карманный папа Климент V распустил орден на основании своей буллы "Vox clamantis", в которой  все имущество ордена передавалось рыцарскому ордену иоаннитов. Однако на самом деле имущество поделили между собой французский король и герцоги. 
Для суда над тамплиерами создали церковные комиссии. В них входили епископ города и нищенствующие монахи: 2 кармелита, 2 францисканца и 2 доминиканца. Бенедиктинцы и цинтерцианцы, участвовавшие в создании ордена Храма, от следствия были отстранены. Климент V потребовал передать высших сановников ордена папскому суду, но до папы руководителей не довезли, было объявлено, что де они по пути подхватили заразную болезнь и потому будут временно содержаться во Франции. Папа проглотил и это, однако папские комиссии все же были допущены к арестованным и провели допросы. На этих допросах тамплиеры категорически отвергли большинство обвинений. 
Рыцари дружно отказались от обвинения в содомском грехе - поощрявшемся начальством гомосексуализме. Однако они не отрицали, что на церемонии посвящения новопринятого целовали в пупок, копчик и в губы. Причем никто не мог объяснить смысла этих поцелуев: те из них, что был допущен к тайным знаниям, не торопились рассказывать, а те, кто просто копировал ритуал, не понимал его смысла. Ну вы просто представьте себе какого-нибудь безграмотного седьмого сына обедневшего графа, который с юности попав в орден, служил в отдаленных пограничных замках где-нибудь в Сирии. Молитва и боевые упражнения вперемежку со стычками с мусульманами. Потаскай каждый день на себе металлические доспехи и оружие под 40 кг веса при 30-40 градусном тамошнем пекле… Какой тут гомосексуализм??? Те из читателей, кто служил в армии в боевых частях,  поймут абсурд всех этих обвинений.Устав ордена требовал от рыцарей спать полуодетыми, чтобы в случае внезапной атаки мусульман можно было быстро приготовиться к бою.

 последний Великий Магистр Ордена Тамплиеров Жак де Моле.

 18 марта 1314 г. уже на состоявшемся в Париже суде-фарсе над 4 руководителями ордена тамплиеров двое из них – сам Великий магистр ордена Жак де Моле и командор Нормандии Жоффруа де Шарне ВНЕЗАПНО отреклись от своих показаний, которые были у них выбиты под пытками в обмен на обещание пожизненного заключения. «Мы виновны перед Господом, но не признаем себя виновными в названных судьями преступениях. Мы виновны в том, что дух наш был слабее плоти и под пыткой оклеветали мы Орден Храма Господнего в Иерусалиме». На судебных процессах 1937 года на такой демарш никто из подсудимых не отважился, а эти два рыцаря смогли… После недолгого совещания  его и его ближайших соратников быстро приговорили к сожжению на костре.  Известно, что часто перед сожжением на костре палач заранее убивал свою жертву и горело уже мертвое тело.  А вот здесь взбешенный проваленным судом с «чистосердечными признаниями» тамплиеров Филипп приказал сжечь Жака де Моле и Жоффруа де Шарне живыми на медленном огне. Эта деталь говорит о каком-то особом  уровне зверства, который по выражению братьев Стругацких превосходит нормальный уровень средневекового зверства.
Взошедший на костер Великий магистр проклял папу Климента, короля Филиппа и канцлера Ногаре, заявив, что все они в течение года будут призваны на суд Божий и вдобавок проклял весь королевский французский род. Толпа, которая пришла посмотреть на казнь гордых тамплиеров как на забавное зрелище, замолчала,  услышав проклятие Жака де Моле. Шоу сорвалось… 
Король же не придал этому проклятию особого значения, приписав это проклятие злобе и отчаянью умирающего де Моле. Никакого беспокойства у Филиппа по поводу приемственности власти династии Капетингов, которые были на французском престоле с 987 года,  не могло возникнуть в принципе, ведь у него было три сына. Три уже взрослых сына! С небольшим интервалом в возрасте. О чем тут можно тревожиться? 
НО!!! Предсказания умиравшего на костре Жака де Моле исполнились в точности. 20 апреля в мучениях отошел к Богу папа Климент. У него заболел живот и лекари прописали пить толченые изумруды, разорвавшие первосвященнику кишки. В ноябре король Франции Филипп IV на охоте упал с лошади. Парализованного его подобрали и привезли во дворец придворные. Там Филипп Красивый и умер, одеревеневший и неспособный пошевелиться. Через год на виселице закончил свою жизнь готовивший процесс против тамплиеров Ангерран де Мариньи. В мучениях скончался руководивший следствием  Гийом де Ногаре. Сыновья Филиппа Красивого не смогли передать трон своим детям, все они скончались преждевременно, не оставив наследников мужского пола.
Их племянник Эдуард  III Английский пошел на Францию войной, предьявив свои права на французский трон как на свое законное наследство. Мол, наследником является ближайший родственник мужского пола. Помните книгу Мориса Дрюона «Негоже лилиям прясть»? Эта война вошла в историю как Столетняя война. Франция - страна, ограбившая и убившая орден Храма, сама была разграблена и унижена. 
Когда в 1793 году лезвие гильотины опустилось на шею Людовика XVI, какой-то человек прыгнул на эшафот, окунул руку в кровь мертвого монарха и громко прокричал: — Жак де Моле, ты отмщен! Несчастный Людовик был тринадцатым потомком короля Филиппа Красивого. 
Перед казнью Людовика XVI держали в превращенную в те годы в тюрьму бывшей резеденции тамплиеров – Тампле, а потом в годы революции Тампль разрушили до основания, чтобы он не стал местом поклонения роялистов.

 С тамплиерами погиб целый мир: рыцарство, крестовые походы кончились с ними.

Но не везде тамплиеров преследовали жестоко. Шотландия предоставила им убежище. В Лотарингии их оправдали. В Германии процесс вообще сорвался, когда во Франкфурте призванные на суд тамплиеры явились в полном боевом облачении и с копьями в руках. Суд прозаседал недолго и все обвинения были сняты. Многие германские рыцари Храма влились в состав Тевтонского ордена, укрепив и усилив его. В Кастилии и Арагоне рыцари Ордена Храма вошли в полном составе и со всем имуществом в орден Калатравы и продолжили свою борьбу против мусульман, но уже на Пиренеях. В Португалии храмовники были оправданы судом и в 1318 году изменили свое название, став рыцарями Христа. Под этим названием Орден просуществовал до XVI века. Васко да Гама был рыцарем ордена Христа, а принц Генрих Мореплаватель — его Великим магистром. На средства Ордена принц основал обсерваторию и мореходную школу, способствовал развитию кораблестроения в Португалии. Он снаряжал океанские экспедиции, открывавшие новые земли и корабли плавали под восьмиконечными тамплиерскими крестами. Под этими же символами каравеллы Христофора Колумба пересекли Атлантику. Сам великий первооткрыватель Америки был женат на дочери сподвижника Энрике Мореплавателя, рыцаря ордена Христа, который передал ему свои морские и лоцманские карты. Это гипотеза. Искал первоисточник этой информации по Колумбу, но не нашел. Был ли его тесть действительно членом ордена Христа или нет? Может, плохо искал?

Тамплиеры… 
Так кем же они были на самом деле? Вот уже сотни лет людей занимает вопрос: слуги это Господа или злостные еретики, получившие по заслугам? 
Мое первое знакомство с тамплиерами произошло еще в школе, когда я прочитал Вальтера Скотта «Айвенго». Там храмовники – олицетворение зла, храмовники – это собственно тамплиеры. Бриан де Буальгильбер, например, бесчестный злодей.
Прочитав потом много литературы про крестовые походы и про тамплиеров в частности, я 
понял, что все было не так по-чернобелому просто и хочу привести некоторые факты, которые позволят читателю сделать по этому вопросу свои самостоятельные выводы.

Покровительницей Ордена братья избрали  святую Богородицу. Создавший Устав тамплиеров
Святой Бернар подчеркивал, что обет бедности — основной для тамплиеров. Параграф второй Устава, например, даже предписывал двум братьям - храмовникам есть из одной миски. Запрещены были любые светские развлечения — посещения зрелищ, соколиная охота, игра в кости и прочие радости жизни. Возбранялись смех, пение, суесловие. Перечень запретов составлял более 40 пунктов. Свободное время этих "монахов по духу и бойцов по оружию", должно было заполняться молитвами, пением священных псалмов и воинскими упражнениями.

Своебразным символом храмовников стал белый плащ, надевавшийся поверх остальной одежды того же цвета. Рыцарь - монах, принявший три обязательных обета: бедность, целомудрие и послушание, белыми одеждами символизировал чистую святую жизнь, которую он вел, посвятив свою душу Господу. 
Простые братья - послушники, носили черные плащи и камзолы и потому, когда воины тамплиеры бросались в атаку, их первую линию составляли всадники в белом, а вторую - всадники в черном. Орден принял так же знамя, сделанное из полосатого полотна, белого с черным, называемого «Босеан» и это слово сделалось боевым кличем рыцарей. На знамени был крест с надписью обращенной к Господу по латыни: "Не нам, не нам, а имени твоему." В этой связи сразу вспоминается рубль нашего императора Павла с именно таким же девизом.

 «Босеан!!!» - раздался клич на поле битвы

Тамплиеры никогда не бегали и всегда показывали себя достойными своей репутации — гордыми до спеси, храбрыми до безрассудства и при этом удивительно дисциплинированными, не находящими себе равных среди всех армий средиземноморья той эпохи. Устав требовал от рыцарей полного и безусловного героизма. Не один Крестовый поход, начиная со Второго, не обходился без их активного участия. Более чем 20000 рыцарей ордена погибло на Святой Земле, в том числе 6 Великих магистров из 23. Они всегда находились на самых трудных участках, что-то вроде крестоносного спецназа. Так в знаменитой битве в горах под Лаодикеей в1148 г. во время Второго Крестового похода 200 рыцарей (в основном-тамплиеров), составлявших свиту короля Людовика VII, сумели сдержать неистовые нападения около 20000 мусульман. Известно, что тамплиеров и госпитальеров мусульмане боялись особенно сильно. Знаменитый султан Саладин настолько ненавидел рыцарей - монахов за их неустрашимость, что сказал «Я очищу землю от этих поганых орденов». Еще бы, ведь вместе с госпитальерами св. Иоанна Иерусалимского, тамплиеры составляли постоянную армию христианских государств Востока. Не будь этих орденов, все государства крестоносцев были бы уничтожены в течение нескольких десятков лет, а они продержались около двух веков. Во время сражения тамплиер не имел права отступать, даже сражаясь против троих противников. Тот, кто попадал в плен к сарацинам, не имел права ни предлагать за себя выкуп, ни отрекаться от своей веры ради спасения жизни. Попавшим в плен тамплиерам мусульмане как потом уже в наши дни в Афгане или в Чечне нашим солдатам предлагали отречься от Христа иначе смерть. За 170 лет боев с мусульманами только несколько тамплиеров согласились, остальные предпочли принять мученическую смерть. Как-то совсем не вяжется с обвинением в их отклонении от христианства. Кто бы пошел на смерть ради того, во что сам не верил? Но были здесь также и отрицательные стороны. Непомерная гордость от принадлежности к ордену Храма. Отчужденность. Например, встречая караван паломников, которых они должны были сопровождать, тамплиеры не произносили ни одного лишнего слова, а так же их обет никогда не прикасаться к женщине, не свойственный духу средневекового рыцарства с его культом поклонения прекрасной даме — все это постепенно служило их изоляции и сплетням о гомосексуализме.
Орден Храма с самого начала был двойственным: с одной стороны рыцарский, а с другой - монашеский.  В Ордене существовали братья-монахи, братья-рыцари (они не давали монашеских обетов), сержанты (просто воины на службе Храма) и братья монашеские и ремесленные (люди под покровительством Храма). Большая часть братьев-рыцарей находилась в Палестине и воевала с неверными. Про братьев-рыцарей говорили: «пьет как тамплиер» и «ругается как тамплиер». Гордости и заносчивости им было не занимать. Так ведь было чем гордиться! Гордятся же в наши дни своей службой моряки, десантники, пограничники, афганцы.
Они на деле доказали свою преданность христианству в Святой земле.
В противоположность им братья-монахи организовали по всей Европе сеть командорств, в которых хранились богатства Ордена. Однажды во время неурожая за неделю только одно командорство накормило 10 000 человек.

Чеканили тамплиеры и свою монету, вернее, это была не монета, а скорее один из первых европейских токенов, выполненный даже не из билона, а из бронзы. Редчайшая вещь, видел этот денарий только в книге про чекан крестоносцев и в аукционнике восьмилетней давности, там был старт в 500 баксов (высоченная цена по тем временам), причем выставленный денарий был слабого качества да еще и с дыркой, вероятно, кто-то из почитателей ордена в свое время носил его на шее.На нем изображен крест с легендой, а на аверсе - Крест Господень на Голгофе.
Эта монета использовалась для расчета среди паломников, когда их перевозили в Святую землю на тамплиерских галерах и охранялись уже в Святой  земле они все теми же тамплиерами.

В 1291 г. крестоносцы были окончательно изгнаны из Палестины и тамплиеры перебрались  
сначала на Кипр, а затем в Европу, где они создали мощную организацию, для которой не существовало национальных границ. Великие Магистры ордена разговаривали с королями на равных. В те годы тамплиеров насчитывалось более 30 000 человек. Им принадлежали сотни замков и огромное количество земельных участков по всей Европе. Орден, создававшийся, как символ бедности и простоты, стал богатейшей организацией. Они заново «изобрели» вексель и стали крупнейшими ростовщиками своей эпохи, а парижский орденский дом превратился в центр европейских финансов. 
Из-за постоянных контактов с мусульманской и иудейской культурами тамплиеры обладали самой передовой техникой своего времени. Орден не скупился, выделял средства на развитие геодезии, картографии и мореплавания. Он располагал своими портами, верфями, а также собственным флотом, суда которого были оснащены невиданной в те далекие времена диковинкой -магнитным компасом.

Вот такие интересные события связаны с этой турнозой, которая застала переломный момент в истории средневековой Европы – окончание эпохи крестовых походов и всевластия римских пап. 
Звонкая пощечина папе Бонифацию VIII, прелюдно отвешеннаяная ему Гиомом Ногаре, проклятие Жака де Моле на костре под пасмурным парижским небом, парализованный на охоте Филипп Красивый, которого несут в замок его испуганные слуги…Вот он – аромат средневековой истории!

В начало раздела "Монеты">>>