НА СРЕДНЕВЕКОВОМ ВОСТОКЕ
Происхождение денежного дела мусульманских стран тесно связано с монетами древнего мира. Это чувствуется в названиях восточных монет.
До введения монеты у греков в обращении были железные прутья, которые называли оболами. Шесть таких прутьев составляли драхму — пучок, который являлся одновременно и весовой, и денежной единицей. От драхмы произошло название восточных серебряных монет — дирхемов.
У римлян имелась серебряная монета, которая называлась «денарий». Это название дали ей потому, что она вначале равнялась 10 фунтам меди (от латинского deni — «по десять»). Название «денарий» сохранилось и в средние века, и в Новое время: это, например, французская монета денье. На средневековом арабском Востоке денарий превратился в динар и стал обозначать золотую монету. Медная монета получила название «фельс» (от греческого названия медных монет — «фоллис»).
После арабского завоевания, до появления в конце VI в. собственно арабских, так называемых куфических монет, на Переднем и Среднем Востоке обращались двуязычные арабо-византийские и арабо-персидские монеты. На арабо-византийских монетах изображалась, как когда-то на византийских, фигура византийского императора с крестом и державой. На обеих сторонах помещались греческие и арабские легенды. Затем фигура императора заменяется изображением халифа с мечом, а греческие легенды — арабскими изречениями из Корана. Халиф «прокрался» на монеты и стал в ту же позу, что и византийский кесарь.
На арабо-персидских монетах изображали иранского царя из династии Сасанидов и одновременно помещали арабские легенды. В арабском халифате в ранний период его истории — в VIII—IX вв. — денежное дело было строго централизованно, особенно в области чеканки золотых и медных монет. На золотых монетах стояло имя бога Аллаха — верховного суверена в теократическом мусульманском государстве, затем халифа — наместника бога, соединявшего светскую и духовную власть на земле, затем эмира или султана. На медных монетах стояло имя местного правителя. С течением времени и местные правители стали чеканить монеты, в том числе и серебро. Помещение имени халифа на монетах считалось необходимым. Этим удельные правители проявляли лояльность по отношению к центральной власти. И если местный эмир чеканил монеты без имени халифа, то это означало, что назревает какой-то серьезный конфликт.
Так, в начале XIII в. в Средней Азии существовало могущественное государство хорезм-шаха Мухаммеда. Будучи мусульманином, государь не мог не считаться с халифом — главой всех мусульман, повелителем правоверных. Обычно хорезм-шах вместе со своим именем помещал на своих монетах и имя халифа Насира лид Дина. Но на некоторых монетах имя халифа Насира отсутствует. Оказалось, что это связано с обострением разногласий между Мухаммедом и халифатом. Разрыв отношений между Насиром и Мухаммедом привел в некоторых случаях к военным столкновениям. Выпускать монету без имени халифа! На такую дерзость мог решиться только очень сильный правитель.
Монетное дело в прошлом всегда находилось в руках властьимущих. На мусульманском Востоке, впрочем так же как и в средневековой Европе, монетные надписи использовали для возвеличивания правителей, но на Востоке порой это стремление достигало особенных высот.
Вот как величали себя на монетах правители среднеазиатской династии XI—XII вв. Караханидов: «падишах» и «блистательнейший хан», «победоносный властелин» и «боговспомоществующий владыка», «поборник правосудия» и «защитник веры», «блеск государства» и «народная опора», «упование государства». Все эти пышные титулы говорят о тщетных попытках удержать централизацию государства: именно среднеазиатская династия Караханидов правила в то время, когда усиливается местная обособленность, так характерная для феодальной эпохи, как, впрочем, и в средневековой Европе, и на Руси. Эта растущая раздробленность прослеживается и на монетах Караханидов, несмотря на пышные титулы главы династии. Общие законы всемирной истории действуют принципиально одинаково во всех частях мира.
Для Востока особенно характерно использование монет в качестве прокламационного политического средства. Бывало, что какой-либо правитель, еще не успев овладеть городом или еще не захватив власти, уже выпускал монету, заранее торжествуя победу. Золото-ордынский хан XIV в. Джанибек, ведший напряженную борьбу с Ираном за Кавказ, сумел на короткий срок овладеть Тебризом. В 1356 г. в знак своей победы Джанибек выпустил монету от своего имени с указанием года чеканки и города как своего владения.
Смута и междоусобная борьба характерны были для Золотой Орды в 60—70-е гг. XIV в. Ханы быстро сменяли друг друга, и мало кому из них удавалось удержаться на престоле долгое время. Их правления были настолько быстротечны и незначительны, они так мало успевали сделать, находясь у власти, что летописцы, древние историки и путешественники не сохранили даже их имен. Но обычно такой хан успевал, однако, выпустить монеты со своим именем. Только по этим монетам историки узнали их имена и даты правления. Теократический характер мусульманского государства приводил к тому, что на монетах помещали религиозные формулы.
Так же как на средневековом Западе, на мусульманском Востоке монеты носили печать того класса, который имел власть в государстве, они использовались им для возвеличивания, для упрочения религии, которая служила их интересам. И монеты отражали историю этого класса, войны, междоусобицы, суетность и тщеславие его представителей. Они отражали и хищническую эксплуатацию народа, своекорыстие и жадность верхов.
Для Средней Азии эпохи средневековья была характерна порча монет. В монеты добавляли недрагоценный металл — лигатуру, серебра оставляли мало. Появлялись в обращении черные дирхемы. Их реальная стоимость была очень мала. Население знало об этом, но вынуждено было пользоваться ими. Их номинальную стоимость эмир поддерживал насильно, часто угрожая казнью за отказ принять черный дирхем. Эти угрожающие надписи писались на монетах. Например, так: «Кто монету не возьмет, тот преступник». Понятно, что такая монета обычно обращалась только в одном городе и его ближайшем округе, где действовала власть правителя. В торговле между странами и городами такие монеты не употреблялись.
Выпуск монет с принудительным курсом был выгоден властям. Монеты реально стоили мало, а выступали как знак высокой стоимости. Власти извлекали из права монетной чеканки доход. Отчеканят дешевые «черные» дирхемы и выпустят их на рынок по принудительному высокому курсу, а налоги и подати потребуют настоящими серебряными деньгами. Восточные правители и их финансовые советники часто доводили денежное дело до полного развала, когда
Порой старые монеты перечеканивали и вновь пускали в обращение. Вот как описывает перечеканку монет в Иране XVII в. европейский путешественник Адам Олеарий: «Вообще относительно медной монеты у персиян делается так, что каждый большой город имеет у них свою собственную монету, которая нигде и не ходит, как только там, где она отчеканена, и при этом не далее, как на один год, так что знаки на этих монетах ежегодно переменяются. Знаки эти или изображения бывают иногда олень, коза, сатир, рыба, змея и тому подобное, в наше время на касбеках в Шамахе было изображение фавна или молодого дьявола, в Кашане — изображение петуха, а в Испании — льва и в Киляне — рыбы. С наступлением нового года... старые касбеки воспрещаются, стоят уже два старых за один новый и поэтому должны снова поступать на монетный двор, где они только раскаляются и клеймятся новым знаком».
Старые деньги изымались. Население сдавало их в казну или на монетный двор в обмен на новые. Стоимость старых денег занижалась, новых — завышалась. Казна получала прямой доход.