Логотип
Яндекс.Путешествия

НА СРЕДНЕВЕКОВОМ ВОСТОКЕ

  Происхождение денежного дела мусульманских стран тесно связано с монетами древнего мира. Это чувствуется в названиях восточных монет.

До введения монеты у греков в обращении были железные прутья, которые называли оболами. Шесть таких прутьев составляли драхму — пучок, который являлся одновременно и весовой, и денежной единицей. От драхмы произошло название восточных серебря­ных монет — дирхемов.

 У римлян имелась серебряная монета, которая назы­валась «денарий». Это название дали ей потому, что она вначале равнялась 10 фунтам меди (от латинского deni — «по десять»). Название «денарий» сохранилось и в средние века, и в Новое время: это, например, французская монета денье. На средневековом араб­ском Востоке денарий превратился в динар и стал обозначать золотую монету. Медная монета получила название «фельс» (от греческого названия медных монет — «фоллис»).

После арабского завоевания, до появления в конце VI в. собственно арабских, так называемых куфиче­ских монет, на Переднем и Среднем Востоке обращались двуязычные арабо-византийские и арабо-персидские монеты. На арабо-византийских монетах изобража­лась, как когда-то на византийских, фигура визан­тийского императора с крестом и державой. На обеих сторонах помещались греческие и арабские легенды. Затем фигура императора заменяется изображением халифа с мечом, а греческие легенды — арабскими изречениями из Корана. Халиф «прокрался» на монеты и стал в ту же позу, что и византийский кесарь.

На арабо-персидских монетах изображали иранского царя из династии Сасанидов и одновременно помеща­ли арабские легенды. В арабском халифате в ранний период его истории — в VIII—IX вв. — денежное дело было строго централизованно, особенно в области чеканки золотых и медных монет. На золотых монетах стояло имя бога Аллаха — верховного суверена в теократическом мусульманском государстве, затем ха­лифа — наместника бога, соединявшего светскую и ду­ховную власть на земле, затем эмира или султана. На медных монетах стояло имя местного правителя. С течением времени и местные правители стали чека­нить монеты, в том числе и серебро. Помещение имени халифа на монетах считалось необходимым. Этим удельные правители проявляли лояльность по отноше­нию к центральной власти. И если местный эмир чека­нил монеты без имени халифа, то это означало, что назревает какой-то серьезный конфликт.

Так, в начале XIII в. в Средней Азии существовало могущественное государство хорезм-шаха Мухаммеда. Будучи мусульманином, государь не мог не считаться с халифом — главой всех мусульман, повелителем пра­воверных. Обычно хорезм-шах вместе со своим именем помещал на своих монетах и имя халифа Насира лид Дина. Но на некоторых монетах имя халифа Насира отсутствует. Оказалось, что это связано с обострением разногласий между Мухаммедом и халифатом. Разрыв отношений между Насиром и Мухаммедом привел в некоторых случаях к военным столкновениям. Выпу­скать монету без имени халифа! На такую дерзость мог решиться только очень сильный правитель.

Монетное дело в прошлом всегда находилось в руках властьимущих. На мусульманском Востоке, впрочем так же как и в средневековой Европе, монетные надпи­си использовали для возвеличивания правителей, но на Востоке порой это стремление достигало особенных высот.

Вот как величали себя на монетах правители среднеазиатской династии XI—XII вв. Караханидов: «падишах» и «блистательнейший хан», «победонос­ный властелин» и «боговспомоществующий владыка», «поборник правосудия» и «защитник веры», «блеск государства» и «народная опора», «упование госу­дарства». Все эти пышные титулы говорят о тщетных попытках удержать централизацию государства: имен­но среднеазиатская династия Караханидов правила в то время, когда усиливается местная обособленность, так характерная для феодальной эпохи, как, впрочем, и в средневековой Европе, и на Руси. Эта растущая раз­дробленность прослеживается и на монетах Карахани­дов, несмотря на пышные титулы главы династии. Об­щие законы всемирной истории действуют принци­пиально одинаково во всех частях мира.

  Для Востока особенно характерно использование монет в качестве прокламационного политического средства. Бывало, что какой-либо правитель, еще не успев овладеть городом или еще не захватив власти, уже выпускал монету, заранее торжествуя победу. Золото-ордынский хан XIV в. Джанибек, ведший напряжен­ную борьбу с Ираном за Кавказ, сумел на короткий срок овладеть Тебризом. В 1356 г. в знак своей победы Джанибек выпустил монету от своего имени с указанием года чеканки и города как своего владения.

Смута и междоусобная борьба характерны были для Золотой Орды в 60—70-е гг. XIV в. Ханы быстро сменя­ли друг друга, и мало кому из них удавалось удер­жаться на престоле долгое время. Их правления были настолько быстротечны и незначительны, они так мало успевали сделать, находясь у власти, что летописцы, древние историки и путешественники не сохранили даже их имен. Но обычно такой хан успевал, однако, выпустить монеты со своим именем. Только по этим монетам историки узнали их имена и даты правления. Теократический характер мусульманского государства приводил к тому, что на монетах помещали ре­лигиозные формулы.

Так же как на средневековом Западе, на мусуль­манском Востоке монеты носили печать того класса, который имел власть в государстве, они использовались им для возвеличивания, для упрочения религии, которая служила их интересам. И монеты отражали историю этого класса, войны, междоусобицы, суетность и тщеславие его представителей. Они отражали и хищническую эксплуатацию народа, своекорыстие и жадность верхов.

Для Средней Азии эпохи средневековья была ха­рактерна порча монет. В монеты добавляли недраго­ценный металл — лигатуру, серебра оставляли мало. Появлялись в обращении черные дирхемы. Их реаль­ная стоимость была очень мала. Население знало об этом, но вынуждено было пользоваться ими. Их номи­нальную стоимость эмир поддерживал насильно, ча­сто угрожая казнью за отказ принять черный дирхем. Эти угрожающие надписи писались на монетах. Например, так: «Кто монету не возьмет, тот преступ­ник». Понятно, что такая монета обычно обращалась только в одном городе и его ближайшем округе, где действовала власть правителя. В торговле между стра­нами и городами такие монеты не употреблялись.

Выпуск монет с принудительным курсом был выгоден властям. Монеты реально стоили мало, а выступа­ли как знак высокой стоимости. Власти извлекали из права монетной чеканки доход. Отчеканят дешевые «черные» дирхемы и выпустят их на рынок по при­нудительному высокому курсу, а налоги и подати потребуют настоящими серебряными деньгами. Восточные правители и их финансовые советники часто доводили денежное дело до полного развала, когда

Порой старые монеты перечеканивали и вновь пускали в обращение. Вот как описывает перечеканку мо­нет в Иране XVII в. европейский путешественник Адам Олеарий: «Вообще относительно медной монеты у персиян делается так, что каждый большой город имеет у них свою собственную монету, которая нигде и не ходит, как только там, где она отчеканена, и при этом не далее, как на один год, так что знаки на этих монетах ежегодно переменяются. Знаки эти или изображения бывают иногда олень, коза, сатир, рыба, змея и тому подобное, в наше время на касбеках в Шамахе было изображение фавна или молодого дьявола, в Кашане — изображение петуха, а в Испании — льва и в Киляне — рыбы. С наступлением нового года... ста­рые касбеки воспрещаются, стоят уже два старых за один новый и поэтому должны снова поступать на мо­нетный двор, где они только раскаляются и клеймятся новым знаком».

Старые деньги изымались. Население сдавало их в казну или на монетный двор в обмен на новые. Стоимость старых денег занижалась, новых — завышалась. Казна получала прямой доход.

В начало раздела "Монеты">>>