Монета рубль бережет
В прошлом году частные клиенты банков стали активно использовать инвестиционные монеты по их прямому назначению. Тем не менее ЦБ сократил ассортимент продаваемых им инвестиционных монет до одной -- "Георгий Победоносец". Это может заставить инвесторов переориентироваться как на иностранные инвестиционные монеты, так и на памятные монеты, доходность которых нередко бывает даже выше.
Серебряная монета "соболь" принесла инвесторам наибольшую прибыль в 2006 году, но Банк России прекратил ее выпуск |
Клад, как известно из многочисленных кинофильмов,- это сундук с золотыми и серебряными монетами. И те, кто зарывал свои клады в землю, чтобы через много лет их откопать, видимо, и были первыми "портфельными" инвесторами. Если бы было возможно посчитать доходность этих инвестиций, то, скорее всего, все самые успешные управляющие оказались бы посрамлены.
|
"Червонец" последний раз чеканили в 1982 году, но только в прошлом году их запас закончился у Банка России |
Но и сейчас не поздно начать собирать такой клад. Причем ради этого не обязательно идти на нумизматические аукционы. Российские банки довольно активно продают населению инвестиционные монеты из золота и серебра. По признанию самих банкиров, в прошлом году частные клиенты стали проявлять к инвестиционным монетам большой интерес. "Спрос на них стал ощутимым в 2006 году",-- утверждает начальник отдела физического металла департамента операций с драгметаллами Номос-банка Светлана Макарова. Более того, частные клиенты стали не только активно покупать, но и продавать монеты.
"Георгий Победоносец" остался единственной российской инвестиционной монетой |
За 2006 год цена котируемых Банком России инвестиционных золотых монет "червонец" и "Георгий Победоносец" выросла на 14%, серебряного "соболя" -- на 45%. Такую премию получили портфельные инвесторы. Между тем спекулянты, удачно угадав движение цен на монеты, могли заработать на порядок больше. Так, с 21 июня по 17 июля 2006 года "червонец" и "Георгий Победоносец" выросли на 17%, что соответствует 239% годовых. А всего с 25 июля по 3 августа рост составил 7%, что в годовом исчислении равняется 284%. "В момент появления монеты 'Георгий Победоносец' 'червонец' был более востребован, сейчас ситуация выравнивается",--утверждает Светлана Макарова.
Еще более впечатляющую доходность показал "соболь". В период с 24 января по 21 апреля его цена выросла на 57%, что составляет 239% годовых. С 24 апреля по 15 мая рост составил 20%, но в годовом исчислении это равно уже 348%. А если посчитать с 25 декабря прошлого года по 7 февраля 2007 года, то рост оказался вообще фантастическим -- 32%, что дает почти 900% годовых.
Но несмотря на повышающийся интерес к этому инструменту со стороны населения, рынок инвестиционных монет в России сужается. Директор управления валютных и неторговых операций Сбербанка ВладимирТаранков сообщил: "В прошлом году Банк России перестал продавать инвестиционные монеты золотой 'червонец' и серебряный 'соболь'. Таким образом, единственной российской инвестиционной монетой, которую чеканит ЦБ, остался 'Георгий Победоносец'. Причем продает этих монет Банк России явно недостаточно. Так что нам приходится переориентироваться на иностранные инвестиционные монеты. Если говорить об инвестиционной составляющей, то российские монеты несколько привлекательнее иностранных, поскольку при ввозе банком иностранных монет производятся таможенные платежи чуть более 20% стоимости. Востальном же монеты дорожают в зависимости от роста цены металлов, из которых они изготовлены".
По словам Светланы Макаровой, "после того как Банк России перестал продавать 'червонцы', Номос-банк покупает и продает эти монеты только населению". "При этом разница в цене покупки и продажи на золотые инвестиционные монеты, как правило, зависит не только от скачков цен на золото, но и от предложений на рынке",-- говорит она.
Основное различие инвестиционных и памятных монет заключается в том, что при продаже памятных монет с покупателя взимается НДС в размере 18%. Кроме того, инвестиционные монеты стараются чеканить как можно более простыми, чтобы стоимость их производства как можно меньше влияла на общую стоимость монеты, и как следствие, грамм драгоценного металла, содержащегося в монете, был по цене как можно ближе к грамму чистого драгметалла.
Правда, не бывает правил без исключений. "Несмотря на традицию делать инвестиционные монеты как можно более простыми, чтобы стоимость монеты не сильно отличалась от стоимости металла, австралийский монетный двор чеканит инвестиционные монеты поразительного дизайна, зачастую не хуже, чем у памятных монет. И их многие покупают в подарок, а не только с целью инвестировать средства в драгметалл",--говорит Владимир Таранков.
Тем не менее это не отменяет общего правила ценообразования на монеты из драгметаллов. "Стоимость монет складывается собственно из цены металла, из которого изготовлена монета, затрат Банка России на изготовление, которые гораздо выше на памятные, чем на инвестиционные монеты, НДС при реализации памятных монет, премии банка, размер которой зависит от тиража, серии монеты",-- утверждает начальник отдела по операциям с драгметаллами Банка Москвы Вячеслав Васильев.
Памятные монеты из-за требования по уплате НДС заметно уступают инвестиционным монетам по потенциалу как инструмент инвестирования. Ведь рост их цены изначально должен быть не менее 18% годовых. Тем неменее Владимир Таранков убежден, что и "памятные монеты, хоть и предназначены в первую очередь для коллекционеров, могут оказаться выгодной инвестицией". "Дело в том, что на ценообразование памятных монет кроме стоимости металла сильно влияет ее привлекательный внешний вид и размер тиража, которым она была отчеканена. Нередки случаи, когда рост цены на памятную монету в разы перекрывает НДС. Так, например, золотая монета 2002 года 'Дионисий' номиналом 50 рублей изначально продавалась по 4800 руб., в 2004 году она стоила уже 15000 руб., а сейчас ее можно купить за 29000 руб.",-- рассказывает он.
Начальник управления драгметаллов Промсвязьбанка Ольга Аникейчик также согласна, что вложения в памятные монеты могут принести существенную прибыль: "Так как основной спрос на рынке монет формируется за счет заявок частных собирателей и нумизматических обществ, то привлекательность той или иной монеты, как правило, напрямую зависит от объявленного тиража ее изготовления. Ограниченное предложение памятных монет, выпущенных небольшими тиражами (до 5000 шт.), приводит к значительному повышению их цены в момент появления в продаже. После исполнения первичных заявок нумизматов продажа монет, если они вышли большим тиражом, сильно замедляется. Поэтому продавцы могут прибегать к незначительному снижению цен на монеты, чтобы стимулировать скорейшую их реализацию".
Правда, по словам Владимира Таранкова, "в случае с памятными монетами также можно не угадать и получить доходность ниже, чем по другим финансовым инструментам". "Так, большинство памятных серебряных монет номиналом 3 рубля, выпущенных в 1992-1999 годах, начиная с 2000 года подорожали только на 60%",-- утверждает он.
Объем тиража той или иной памятной монеты важен для определения вероятного роста ее цены. Ведь чем меньше будет монет этой серии на вторичном рынке, тем больше будет их цена. Но не менее важно угадать, какая из планирующихся в продажу монет окажется популярна среди простых клиентов банков, покупающих монету в подарок. Ведь в этом случае монета может больше не попасть на вторичный рынок, а на долгие годы остаться как памятный подарок у того, кому она была подарена.
Каждый год монетные дворы чеканят огромное количество памятных монет разного качества и объема, и разобраться в них не просто. Для обмена планами между монетными дворами и их главными клиентами ежегодно проходит международный монетный форум. В этом году главное событие монетного рынка -- форум World Money Fair-07 прошел со 2 по 4 февраля в Берлине. Как рассказал "Деньгам" участвовавший в этом мероприятии Владимир Таранков, на выставке впервые был стенд Сбербанка России. На World Money Fair-07 были представлены все планирующиеся к выпуску в наступившем году памятные и инвестиционные монеты. По словам Владимира Таранкова, Сбербанк планирует продавать своим клиентам "монеты с изображением всемирно известных марок мотоциклов; монеты с изображением крысы - очередного символа года по лунному календарю; монеты, продолжающие серию 'Открой Австралию'; монеты, содержащие капсулы с необычной начинкой -- миниатюрными копиями вышедших из обращения платежных средств; монеты, посвященные известным русским эмигрантам; серия монет по произведениям Конан Дойля о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, которым в этом году исполняется 120 лет; продолжение серии монет 'Сказки', которые пополнят коллекцию юных нумизматов; монеты, посвященные художникам-импрессионистам". "Понятно, перспективы роста рыночной цены на эти монеты разные. Наибольший потенциал у эксклюзивных монет. Но и среди отдельных массовых выпусков мы ожидаем сюрпризы - спрос на них из-за дизайна и темы будет существенно выше предложения",-- утверждает Владимир Таранков.
По материалам журнала «Деньги», январь 2007г.