Логотип
МТС

«Голубой Макс» против «Святого Георгия»

Коллекционеры-фалеристы знают, что ценность награды в значительной степени зависит от ее «биографии». «Биография» орденов разных стран позволяет судить не только о специфике той или иной наградной системы, но и приоткрывает ранее неизвестные страницы такой, например, специфической области, как история авиации.

 

Знаки отличия военного ордена Св. Георгия 1–4-й степенейЗнаки отличия военного ордена Св. Георгия 1–4-й степеней. Россия

Появление авиации заставило высшее командование каждой из стран, участвующих в Первой мировой войне, определить, по каким именно критериям следует оценивать подвиги летчиков в рамках уже существующей наградной системы.

Вопрос был достаточно актуальным, так как стараниями официальной пропаганды многие авиаторы превратились в национальных героев. И, конечно, их заслуги требовали соответствующего признания на официальном уровне.

В результате некоторые награды стали рассматриваться как чисто авиационные, хотя де-факто их по-прежнему вручали не только служащим ВВС, но и пехотинцам, морякам, кавалеристам, артиллеристам.

Наиболее показательной в этом отношении является судьба прусского ордена «Пур ле мерит», более известного под именем «Голубого Макса». Учрежден он был в 1740 году королем Фридрихом II и вручался генералам и офицерам, отличившимся в боевых действиях.

В Первую мировую войну орденом стали награждать пилотов, сбивших не менее двадцати вражеских самолетов. Вожделенный знак отличия получили шестьдесят три авиатора, причем на вершине этого списка находился знаменитый «красный барон» Манфред фон Рихтгофен с его 80 победами.

В кайзеровской армии, кроме общегерманских наград, существовали многочисленные местные награды всевозможных королевств, курфюрств, герцогств. Тот же «Голубой Макс», например, считался прусским орденом, хотя и вручался не только пруссакам, но и уроженцам других земель Германии (таким, как баварец Бертольд).

Знак ордена Св. АнныЗнак ордена Св. Анны. Россия

Летчики, сбившие не менее 8-ми вражеских самолетов, обычно именовались «каноне», что можно перевести как «пушка». Чаще всего они награждались следующими знаками отличия: орден «Красного орла» 3-й степени и орден «Короны» 3-й степени (Пруссия), орден «За военные заслуги» 3-й степени (Бавария). В соответствии со статусом более высокие степени этих орденов вручались только лицам генеральских званий. Летать же, как правило, приходилось лейтенантам.

Следует отметить, что подавляющее большинство германских «каноне» сражались на Западном фронте. А вот в Италии и России главная тяжесть борьбы в воздухе легла на плечи австро-венгерских авиаторов, таких, как Годвин Брумовски (35 побед), Джулиус Ариги (32 победы), Бенно Фиала фон Фернбург (28 побед). «Иконостас» наиболее заслуженных летчиков Габсбургской империи выглядел примерно следующим образом: орден Железной короны за военные заслуги с мечами 2-й степени, орден Франца-Иосифа — Рыцарский крест с мечами, «Большая медаль военных заслуг» с мечами, бронзовая «Медаль военных заслуг», Рыцарский крест ордена Леопольда. Наконец, высшая степень признания со стороны командования — Рыцарский крест ордена Марии-Терезии, учрежденный в 1757 году. А как же обстояли дела с наградами у летчиков стран Антанты — русских, англичан, французов? Во Франции наиболее распространенными знаками отличия являлись Военная медаль, Военный крест и орден Почетного легиона.

Военный крест вручался после того, как летчик совершал какое-либо деяние, отмеченное в приказе по армии. Каждое следующее упоминание в приказах разного уровня отмечалось специальными знаками, крепившимися на орденской ленте. Так, еще одно цитирование в приказе по корпусу приносило золотую звезду, по армии — пальму. Получение восьми пальм, как правило, гарантировало получение самой престижной французской награды — ордена Почетного легиона.

Знак ордена Белого Орла с мечамиЗнак ордена Белого Орла с мечами. Россия

Здесь следует отметить, что по аналогии с германскими «каноне» в авиации Франции использовался другой термин — «ас» (туз), обозначавший летчика, сбившего не менее 5 вражеских самолетов. А вот рубеж, после которого пилот мог претендовать на орден Почетного легиона, был примерно тем же, что и у немцев в случае с «Голубым Максом» — от 15–20 побед в воздухе. Таким образом, в список кавалеров этой награды вошли около 60-ти французских и союзных летчиков, в том числе лучший российский ас Александр Казаков, «достоверно сбивший» 19 аэропланов, капитан Павел Аргеев (17 побед). Среди кавалеров Военного креста наших соотечественников было пятеро — тот же Аргеев, Иван Смирнов (9 побед), Евграф Крутень (6 побед) и еще двое «русских французов» — Виктор Федоров (8 побед) и Эдуард Пульпе (5 побед).

Что касается англичан, то они были единственными, кто ввел специализированные авиационные награды. Правда, произошло это в самом конце войны, когда появились так называемые крест «За летные боевые заслуги» и крест «За летную службу». Первый из этих знаков отличия вручался боевым летчикам, а второй — в первую очередь пилотам-инструкторам и испытателям новых моделей. Кроме того, большинство асов имели орден «За службу», Военный крест, а особо выдающиеся — высшую боевую награду Великобритании крест Виктории.

«Голубой Макс»Орден «Пур ле мерит» («Голубой Макс»). Германия

В заключение о боевых наградах первых «русских соколов». За всю Первую мировую в отечественной авиации служили только тринадцать летчиков, одержавших пять и более воздушных побед. Причем даже лучший из этих асов Казаков так и не добрался до цифры «20».

Значительную часть наших авиаторов составляли нижние чины, не имевшие права на получение орденов и награждавшиеся за боевые подвиги так называемыми знаками ордена Св. Георгия 1–4-й степеней или «Георгиевскими медалями за храбрость».

Награждение офицеров осуществлялось в соответствии с существующей иерархией орденов. Начиналась она, как правило, с анненского темляка на холодное оружие. Затем следовали 3-я и 2-я степени орденов Св. Станислава и Св. Анны, 4-я и 3-я степени ордена Св. Владимира. За особо выдающиеся боевые подвиги или первый «достоверно сбитый» вражеский самолет обычно награждали «Георгиевским оружием» или самым почетным боевым орденом — Св. Георгия 4-й степени. На более высокую 3-ю степень могли рассчитывать лица не ниже полковника.

знак ордена Св. Георгия 4-й степениЛицевая и оборотная стороны знака (креста) ордена Св. Георгия 4-й степени

Начиная с осени 1916 года на южном участке Восточного фронта русские войска сражались плечом к плечу с румынской армией, причем около двух десятков наших летчиков были награждены румынским орденом Звезды и (или) Рыцарским крестом ордена Короны (в том числе, асы Григорий Сук, Иван Лойко, Владимир Стрижевский). А вот упоминавшийся выше Иван Смирнов стал одним из двух летчиков Антанты, награжденных сербским орденом Белого Орла. Правда, то же самое можно сказать и о втором кавалере ордена Белого Орла — лучшем бельгийском асе Вилли Коппенсе (37 воздушных побед, причем 35 из них — аэростаты). Но Коппенс был фигурой довольно известной, а вот Смирнов все свои подвиги совершил летом–осенью 1917 года, когда для России все уже было кончено…

Если брать общее количество наград (отечественных и иностранных), то бесспорное лидерство среди «русских соколов» принадлежит все тому же Александру Казакову: Св. Георгий 4-й степени, Св. Владимир 3-й и 4-й степени, Св. Анна 2-й и 3-й степеней, Св. Станислав 2-й и 3-й степеней (Россия); орден Почетного Легиона и Военный крест с пальмой (Франция); орден «За отличную боевую службу», Военный крест, крест «За летные боевые заслуги» (Великобритания).

После потрясений, вызванных Первой мировой войной, России и Германии пришлось заново создавать свою авиацию. Казаков и Бертольд — георгиевский кавалер и кавалер «Голубого Макса» — погибли в революционных бурях, а им на смену шла другая эпоха, с другими людьми и другими орденами.


В начало раздела "Ордена,медали">>>