Знаки отличников соцсоревнования. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
Знак «Почетному железнодорожнику» учрежден ЦИК СССР 13 мая 1933 года, а 15 мая 1934 года утвержден Наркоматом путей сообщения как высшая профессиональная награда работников железнодорожного транспорта.
Первое награждение состоялось 31 октября 1934 года. Первоначально знак изготавливался малого размера из серебра (см. №738.а) (порядка 4200 награждений), позднее также из серебра, но большего размера (см. №738.Ь) (приблизительный диапазон награждений 4200 — 12000).
С началом Великой Отечественной войны знаки стали изготавливаться из бронзы (приблизительный диапазон награждений 12000 — 111000) (см. №№ 738.с, 738.d). В 1960 году статус знака пересмотрели, изменили его внешний вид (см. №№ 739, 740).
Знак «Почетному железнодорожнику» (тип 1) выпускался длительное время и имеет много разновидностей по металлу, способу крепления серпа и молота, покрытию (серебрение, чернение и т. д.), наличию или отсутствию клейм, способу нанесения номера, деталей рисунка и пр.
В разделе приведены только основные разновидности.
738. «Почетному железнодорожнику». Тип 1. С 1934 по 60-е гг.
а) 1934 — 38 гг. 22 х 33 мм (малый размер). Серебро. Эмаль. Винт. Москва, «Всекохудож»....................................................................................................2500-3000
738. «Почетному железнодорожнику». Тип 1. С 1934 по 60-е гг.
b) 1938 — 41 гг. Серебро. Эмаль. Винт. «Шт-мех. завод НКПС»......................................800-1000
c) 1941 г. Бронза. Эмаль. Винт. Колосья покрыты желтой эмалью. Диапазон 13-15 тыс......600-800
d) 1941 — 1960 гг. Бронза. Эмаль. Винт. До 60000 «Шт-мех. завод НКПС»........................150-200
В диапазоне от 60000 до 111000 «Штамповочно-механический завод МПС».
739. «Почетному железнодорожнику». Тип 2. 1960 — 78 гг. Латунь. Эмаль. Винт, позднее булавка............................................................................................. 100-120
740. «Почетному железнодорожнику». Тип 3. С 1978 г. Латунь. Эмаль. Булавка............................................................................................. 600-800
Знак «Ударнику сталинского призыва» учрежден Наркоматом путей сообщения 28 апреля 1934 года в целях поощрения лучших ударников, организаторов социалистического соревнования на железнодорожном транспорте и вручался до 1957 года. Первоначально знак был сборным и номерным (варианты из двух или трех накладок). С 1943 года право награждения получили начальники региональных железных дорог. С 1949 года знак стал выпускаться цельноштампованным и без номера. Приблизительно сборных знаков (1934 — 1949 гг.) выпущено около 80000 экз., а цельноштампованных безномерных знаков (1949 — 52 гг.) порядка 420000. Знак выпускался на штамповочно-механическом заводе НКПС/МПС и имеет много разновидностей по деталям штампа. В каталоге приведены только основные разновидности.
741. «Ударнику сталинского призыва». 1934 — 57 гг.
a) 1939 — 49 гг. Знак номерной, навершие знамени отсутствует. Бронза. Эмаль. Винт...................................................................................................................130-170
b) 1949 — 57 гг. Безномерной, на знамени имеется навершие. Бронза или сталь. Эмаль. Винт.................................................................................................................... 20-30
Редкие разновидности:c) «Большой размер». Грань шестигранника не 13, а 15 мм. Бронза. Эмаль. Винт......150-170
d) На крышке паровозного котла расположена звезда. Бронза. Эмаль. Винт............100-120
Железнодорожник Земченков, награжденный знаками «Ударник сталинского призыва», «Отличный путеец» и «Ударник коммунистического труда».
Серия знаков отличников железнодорожного транспорта
22 сентября 1943 года, с целью поощрения особо отличившихся работников железнодорожного транспорта, Указом Президиума ВС СССР были утверждены восемь новых наградных знаков:
«Отличный паровозник» — для работников паровозной службы;
«Отличный движенец» — для работников службы движения;
«Отличный путеец» — для работников путевого хозяйства;
«Отличный связист» — для работников служб сигнализации и связи;
«Отличный вагонник» — для работников вагонных служб;
«Отличный строитель» — для работников строительных организаций;
«Отличный восстановитель» — для работников восстановительных организаций;
«Отличный административный работник» — для специалистов административных служб.
Знаки изготавливались из бронзы в четырех вариантах:
позолоченные (1943 — 46 гг., знаки посеребрены, листья венка позолочены, см. №744)
посеребренные (1943 — 46 гг., см. №№ 746, 749)
никелированные (1943 — 46 гг., см. №743, 745)
оксидированные (1946 — 57 гг.), листья венка позолочены, см. №№ 742, 747, 748)
746 747 748 749
742. «Отличный паровозник»........................................................................ ............... 50-70
743. «Отличный движенец».......................................................................................... 50-70
744. «Отличный путеец»............................................................................................... 50-70
745. «Отличный связист».............................................................................................. 100-120
746. «Отличный вагонник»............................................................................................ 100-120
747. «Отличный строитель»............................................................................................ 50-70
748. «Отличный восстановитель».................................................................................... 80-100
749. «Отличный административный работник»................................................................. 100-120
Примеры комплектования гайками НКПС и МПС.
Известны экземпляры знака «Отличный паровозник» с плоским реверсом. Цена: 600-800
В 1957 году Указом Президиума Верховного Совета СССР знаки «Ударник сталинского призыва» (см. №741) и серия знаков отличников железнодорожного транспорта (№№ 742 — 749) отменяются и учреждается единый знак «Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта». В соответствии с положением о знаке им награждались работники железнодорожного транспорта и различных организаций МПС, отличившиеся в соцсоревновании.
750. «Отличник соцсоревнования железнодорожного транспорта». Тип 1. 1957 г. Латунь. Эмаль. Винт. Известны две разновидности по цветам эмали.................................................1500-2000
751. «Отличник соцсоревнования железнодорожного транспорта». Тип 2. 1957 — 65 гг.
a) 1957 г. Вариант с нестандартными цветами эмали. Латунь. Эмаль. Булавка.................300-400
b) 1957 — 65 гг. Латунь. Эмаль. Булавка. Знаки номерные...............................................15-25