Логотип
Мегамаркет

Нагрудный знак лейб-гвардии Московского полка

В 1887 году приказом № 7 по военному ведомству России было определено, что все сведения об установлении или изменении обмундирования и снаряжения войск должны сосредотачиваться в Главном Интендантском управлении.

Солдатский нагрудный знак лейб-гвардии Московского полка. На шайбе - "Эдуардъ". Белый металл. На нижнем левом конце креста - клеймо Г.К.

В начале XX века, когда началось повальное увлечение разработкой нагрудных знаков, полки отправляли их проекты по всем инстанциям: сначала командующему округом, затем в Главный штаб, оттуда - на Высочайшее утверждение, но частенько забывали отправить копию в Главное Интендантское управление. Поэтому циркуляром Главного Штаба № 59 от 13 февраля 1907 года было строго указано на необходимость предоставлять в Главное Интендантское управление рисунки юбилейных знаков, жетонов и правила их ношения. При разработке знаков полки руководствовались полученными от начальства разъяснениями, в соответствии с которыми знаки не должны были иметь вида боевых наград. На них нельзя было помещать скрещенных мечей или надписей отличий с георгиевских знамен и труб, за исключением юбилейных дат, а если знаки проектировались в виде бывших наград (Мальтийского, Кульмского крестов), то на них рекомендовалось помещать вензеля, даты и тому подобное. Размер знаков предполагался около 2x1,5 дюйма (5,1x3,8 см). К прошению об утверждении проекта полк должен был прилагать в двух экземплярах:

1. Рисунок знака в натуральную величину и в красках на плотной бумаге размером около четверти листа.

2. Подробное описание будущего знака - материал, "взаимное расположение частей", размеры в дюймах - для офицеров и для нижних чинов.

3. Правила предоставления знаков.

Хранящаяся в Военно-историческом музее коллекция рисунков знаков из Интендантского управления подтверждает, что в абсолютном большинстве полки эти правила выполняли: предоставленные ими рисунки знаков обычно выполнены акварелью на четверти листа плотной бумаги. Но на Высочайшее утверждение и в интендантство отправляли только один рисунок, победивший в полковом конкурсе. Представление о том, как проходили эти конкурсы, дает коллекция (около 60 рисунков) проектов нагрудного знака лейб-гвардии Московского полка, поступившая в Артиллерийский музей из бывшего собрания полка. Прежде всего, несколько слов об его истории. Полк был сформирован 7 ноября 1811 года под названием лейб-гвардии Литовского Высочайшим указом императора Александра I. "Я усилил гвардию, чтобы сделать ее достойною сравнения с гвардией Наполеона", - объявил Александр Павлович. Этот полк первым в гвардейской пехоте получил лацкан, лацкан алого цвета. С тех пор лейб-гвардии Литовскому был присвоен приклад алого цвета, который авторы часто использовали в проектах знака. В формировании полка приняли участие 13 полков русской армии. Основные кадры - 748 человек - поставил старейший лейб-гвардии Преображенский полк. Литовцы гордились тем, что сразу получили права и преимущества старой гвардии. Поэтому символы гвардии - звезда ордена св. Андрея Первозванного, андреевские крест и лента стали обязательными элементами многих проектов знака.

Защищая Москву, в Бородинском сражении, которое стало важнейшей вехой в его истории, полк потерял убитыми и ранеными всех штаб-офицеров, две трети обер-офицеров и более половины рядовых. После этого сражения М.И.Кутузов докладывал: "Полки лейб-гвардии Литовский и Измайловский в сем сражении покрыли себя славою в виду всей армии". 12 октября 1817 года, в день торжественной закладки храма Христа Спасителя и 5-й годовщины освобождения Москвы, полк, "проливший столько крови на полях Бородина в защиту Москвы, стяжавший себе неувядаемую славу в виду всей армии и в первый же год своего существования при первом же боевом крещении удостоившийся высшей награды - георгиевских знамен, по Высочайшему повелению был наименован лейб-гвардии Московским". Так петербургский гвардейский полк навсегда связал свое имя "с сердцем России - первопрестольной столицею Москвой", а изображения георгиевских знамен и герба Москвы - самые популярные варианты проектов нагрудного полкового знака.

Участие в победоносной и кровавой русско-турецкой войне 1877-1878 годов - еще одна веха в истории полка. Боевое крещение полк получил 12 октября 1877 года под Горным Дубняком. Сражение длилось весь день, полк потерял в нем 17 офицеров и 615 нижних чинов. Не случайно в проектах знака вместо юбилейных часто встречаются даты боевых отличий - "1812" и "1877".

7 ноября 1911 года полку исполнялось 100 лет. В преддверии юбилея офицеры озаботились созданием полкового знака. Был объявлен конкурс, который проходил в 5 туров в течение двух лет - в 1909-1910 годах. Итоги каждого тура подводили специально для этого созданные комиссии, окончательный же итог 5-го тура голосования подводила "объединенная историческая комиссия" из офицеров полка. Правила проведения конкурса были просты: перед каждым голосованием комиссия составляла список всех 64 офицеров полка. Присутствующие вычеркивали свою фамилию из списка. Напротив не вычеркнутых фамилий члены комиссии писали причину отсутствия: болен, отпуск и так далее. В среднем на каждом этапе голосовали 58-60 офицеров. Каждый из них мог выбрать не один, а сколько угодно понравившихся ему проектов.

В этой статье мы не будем приводить все проекты знаков, а ограничимся лишь рисунками-победителями пяти туров конкурса. Эти рисунки были вынесены на последний 5-й тур голосования для окончательного решения.

На первый тур конкурса или, как называли в то время господа офицеры, "баллотировки", было представлено 14 рисунков. Все они сохранились. Лучшими были признаны следующие рисунки:

1. "№ 234-69". Автор поручик Зборомирский. За этот рисунок в первом туре проголосовали 22 человека. Он был вынесен на последний, пятый тур, но получил всего 4 голоса.

2. "Знамя". За него проголосовали 30 офицеров, но при пятой "баллотировке" он получил только 8 голосов.

3. "№ 100". Рисунок получил 34 голоса, в пятом туре - только 13.

На второй тур было представлено 12 рисунков, но ни один из них не вышел в финал конкурса. В третьем туре приняло участие 13 проектов, два из них не сохранились. Лучшими были признаны рисунки:

1. "Слава № 2". Рисунок получил 25 голосов, но в решающий день проект поддержали только 5 офицеров.

2. "Родной". За него проголосовало 32 офицера, в пятом этапе конкурса - только 4.

В четвертом туре конкурса состязались 17 проектов. Победителями были признаны:

1. "Удача" - 17 голосов, в пятом туре - только 3.

2. "Кстати" - 23 голоса, в пятом туре - 4.

3. "Лучшее - враг хорошего" - 42 голоса, в пятом туре - 3.

Наконец, в конце второго года конкурса наступил пятый этап "баллотировки". Кроме уже перечисленных проектов, на суд офицеров полка были вынесены проекты: "Идейный. Вариант № 2", получивший только 9 голосов, "Exelsior" и "Tempen", не получившие ни одного голоса. Вне конкурса проходил рисунок "Святой Егорий", на котором изображен золотой св. Георгий Победоносец в русских доспехах на белом коне, поражающий змия зеленого цвета.

Победителем заключительного этапа стал рисунок "Лучшее - враг хорошего. Вариант № 2". За него проголосовал 21 офицер.

Рисунок сделан рукой непрофессионала, вряд ли можно сомневаться в том, что его автором был один из офицеров полка. Под этим рисунком на листе картона наклеен новый вариант знака, явно сделанный рукой автора "Святого Егория". На нем св. Георгий изображен уже в рыцарских доспехах, его фигура не "заваливается" назад, знак симметричен. Итак, офицеры сделали свой выбор. Сохранился окончательный рисунок знака, выполненный профессором живописи Н.С.Самокишем, с заверительной надписью: "Настоящий проект утвержден решением Общаго Собрания 16 декабря 1910 года. Протокол № 28. Председатель Соединенных Комиссий л.-гв. Московского полка полковник Тыртов". На этом рисунке знак несколько изменен: выпрямились концы андреевского креста, на них появились буквы "SAPR". Возник вопрос: принимал ли Н.С.Самокиш участие в конкурсе? Может быть, проекты "Exelsior", "Св. Егорий" или улучшенный "Лучшее - враг хорошего" принадлежат ему? За помощью мы обратились к сотрудникам Государственного Русского музея О.А. Капорулиной и О.С. Левандовской. Ответ специалистов был однозначен: ни один из конкурсных рисунков, за исключением последнего, не мог быть выполнен профессором живописи Н.С.Самокишем. В конкурсе он не участвовал. Так, благодаря сохранившимся рисункам мы смогли сегодня уточнить роль Н.С.Самокиша в разработке знака лейб-гвардии Московского полка.

Вопреки мнению о том, что он является автором проекта знака, фактически доказано, что профессор живописи Н.С. Самокиш, по просьбе офицеров полка, выполнил лишь окончательный вариант разработанной офицерами идеи. В декабре 1910 года офицеры утвердили рисунок Н.С. Самокиша, 21 января 1911 года подали ходатайство, а 15 апреля того же года проект знака был Высочайше утвержден. Каждому награжденному к знаку выдавалось удостоверение - лист бумаги размером 37x23 см, на лицевой стороне которого был изображен полковой знак. Под ним - текст, удостоверяющий право владельца на ношение знака. На оборотной стороне удостоверения в 22 строки напечатаны правила ношения полкового знака, утвержденные подписью начальника Главного Штаба, генерала от артиллерии Михневича.

Нагрудный знак полка изображен и на оборотной стороне медалей, изготовленных на санкт-петербургском Монетном дворе к юбилею полка. Медаль бронзовая, диаметром 83 мм, высота гурта 5 мм. На лицевой стороне, в обрезе шеи Николая II - клеймо медальера "М.С." - Михаил Афанасьевич Скуднов (1861-1916).

В собрании ВИМАИВиВС находится 5 нагрудных знаков лейб-гвардии Московского полка, из них только один - офицерский, выполненный из серебра 875 пробы. Это крест прозрачной синей эмали с золотым кантом. Поверхность его под эмаль гильоширована. На концах лучей - золотые буквы "SAPR". Изображения св.Георгия и конского снаряжения - золотые, конь - белой эмали, змий - как бы зеленого золота. Древко копья - накладное, как и весь герб Москвы, немного погнуто, иначе оно выходило бы за пределы креста. С оборотной стороны знака - два клейма удостоверения и пробы: одно овальное, малого размера, с цифрой пробы (84), знаком удостоверения (женская головка вправо) и шифром округа. Второе круглое - знак удостоверения без шифра округа (женская головка вправо). Диаметр знака - 48,4 мм, ширина лучей креста - 8 мм. Высота накладной фигуры от гребня шлема до крыла змия - 31 мм. Солдатские знаки изготовлены фабрикой "Эдуард". Они не серебряные, но, несмотря на рекомендации воздержаться от применения эмали на знаках для нижних чинов, все кресты этих знаков покрыты горячей эмалью. Существенных различий в размерах этих знаков нет. Диаметр креста обычно составляет 47,5-48 мм, лучи креста - 7,5-8 мм. Высота фигуры святого от перьев гребня шлема до крыла змия - 30,5-32 мм. У двух знаков из коллекции ВИМАИВиВС эмаль на кресте глухая, непрозрачная, потрескалась. Эти трещины могут быть следами бытования знаков. Один из знаков отличается от других тем, что древко копья всадника не накладное. Оно прорисовано тонкой золотой линией по краю креста. Клеймо фирмы обычно стоит на шайбах или гайках знаков.

Татьяна ИЛЬИНА


"Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования" 
№ 9 (10), 2003 г.

В начало раздела "Почетные знаки">>>