Императорские мотивы "россики" на почтовых открытках
«Россика» – распространенная тема в оформлении почтовых отправлений. Эти заметки, думается, следует рассматривать как заявку на тему, которую практически обошла стороной наша филокартическая литература. Да и как иначе, если многие десятилетия она «обслуживала» совсем иной культ…
В последнее десятилетие XIX столетия образовался целый пласт зарубежной открыточной «россики». Его формирование проходило под знаком общей политизации и нараставших антагонистических противоречий между ведущими державами Европы. Расширялась прикладная функция издававшихся открыток, стали появляться почтовые карточки с актуальными карикатурами на царствующих особ. Заметное место заняли выпуски французских фирм. Появление дружеских шаржей на открытках, посвященных Николаю II, пришлось на период оживления дружественного русско-французского союза.
Французская открытка-карикатура на Николая II
Какой же была тематика ранней «россики»? Самое видное место заняла «царская ниша». Открытки выпускали как многоцветные, так и черно-белые. Преобладали последние, печатавшиеся преимущественно по фотографиям 1900–1901 гг. И на документальных, и на рисованных портретах-карикатурах фигурировал Николай II как символ российского самодержавия.
Повышенную коллекционную ценность представляли сюжеты на карточках-полуфабрикатах. Такая типографская «заготовка» с однотонным черно-белым рисунком поступала к художнику на цветную роспись от руки. Большей частью такая открытка приобретала окончательный вид при наличии специальной надпечатки по-французски: «Тираж – 50 (40) штук. Экземпляр №…» Нумерация вносилась от руки. Стоимость таких выпусков колебалась от 80 долл. и более.
Определились следующие тематические группы: открытки разрисованные (разные сюжеты); открытки на тему русско-французской дружбы; русско-японская война; Первая мировая война (включая открытки германских издателей). Вот на этих четырех группах и замыкалась тематика открыток-карикатур.
Стимулом для расширения «царской ниши» стал визит императора во Францию в 1902 г. Тогда французские издатели сполна отдали должное главе монархии. Причем портретные серии потеснили популярные документальные открытки со сценами совместных маневров.
Примерно к тому времени появился крен в сторону царствующего дома. На многих французских открытках запечатлены как семейные портреты, так и отдельные лица – императрица Александра Федоровна, наследник-цесаревич Алексей Николаевич. Все они, как правило, выполнены по фотографиям.
Следует отметить и интересную открытку германского происхождения. Она была отпечатана местным издательством в Дармштадте с традиционным «Привет из Дармштадта!». Выпуск был приурочен к визиту в этот город в октябре 1897 г. императорской четы из Петербурга. Судя по почтовому штемпелю с места отправки, открытка использована по прямому назначению уже с начала октября.
Но началась Первая мировая война. «Открыточная» Россия сразу преобразилась, пошла интенсивная реклама персон антигерманского альянса. Для типографий союзников излюбленным сюжетом стала вся четверка, как нынче говорят, VIP-персон: Николай II, Георг V, Пуанкаре и бельгийский король Альберт.
Патриотически настроенные издатели продолжали выпускать открытки во славу особ дома Романовых, причем многих вдохновило отмечавшееся в 1913 г. 300-летие. Популярностью пользовались Петр I, Екатерина Великая, Павел I. Целую серию открыток составила галерея российских полководцев. Среди них – главнокомандующий Русской армией великий князь Николай Николаевич, великий князь Константин. Но основным сюжетом на многие годы оставался русский монарх. Соответственно и цены на открытки были «на уровне», а зигзаги европейской политики, по меньшей мере, дважды за первые десятилетия века «работали» на авторитет царя. Надо заметить, цены колебались незначительно – в зависимости от качества открыток – и приобретались как сувениры, а лишь потом разыскивались коллекционерами.
И вот открытка с портретом Николая II, побывавшая в почтовом обращении на французской территории, оценивается нынче в Москве в 3150 руб. Здесь просматривается тенденция отдавать преимущество «живому материалу», то есть побывавшему в почтовом мешке… Тем более с датой, зафиксированной почтовым штемпелем: 23 октября 1916 г. Ранние открытки с царским портретом, если сравнивать с другими периодами, сдавались на почту в Париже и других городах 18–25 сентября 1901 г. На московском открыточном рынке они оцениваются в среднем в 2500 руб., хотя экземпляр, выполненный многоцветной печатью (с почтовым прохождением), оценивается и в 3150 руб.
Пользовался спросом, как за рубежом, так и у нас, портрет императора, перенесенный на открытку по известной картине маслом, написанной Серовым. Если исходить их факта, что печаталась открытка разными типографиями, используя и черно-белую, и цветную печать, то тиражи могли быть немалые. Просмотрев выпуски парижской и других типографий, убеждаешься: градация цен – 2520 руб., 3150 руб., 5250 руб. – вполне оправданна. Кстати, попавшие в почтовый оборот такие же открытки российского издания, использованные в переписке Франция–Россия, встречались реже.
Выпуски с изображением Николая II в кругу семьи можно было встретить среди открыток с европейским почтовым происхождением. Преимущественно это корреспонденция бельгийского и голландского происхождения. Меньше издавались в тот период русские сюжеты на открытках германских фирм. Хотя уже в первые недели с открытием военных действий появились открытки с карикатурами. Одним из пионеров подобных выпусков следует считать мюнхенского издателя Оттмара Циера. На одной из его открыток изображены «в соответственном» оформлении, в виде трилистника, Николай II, Пуанкаре и Георг V.
…Бурная история «царской ниши», внесшей оживление в русские мотивы на зарубежных выпусках, оказалась недолговечной. Но открыточная «россика» выдержала испытание временем.
Открытки русских футуристов в издании А.Е.Крученых
Oдним из столпов футуризма в России был Алексей Елисеевич Крученых (1886-1968). Человек огромных организаторских способностей и фанатической приверженности футуризму. Вокруг него сплотились такие, ставшие в последствии известнейшими, художники, как Н.Гончарова, М.Ларионов, О.Розанова, В.Татлин. Именно А.Крученых вместе с ними и поэтом В.Хлебниковым стали авторами и создателями первых полностью литографированных книг, принесших в последующем мировую известность всему направлению русского авангарда. Об этих книгах, предсказывая их недолговечность, будучи уже мэтром художественного мира того времени, А.Н.Бенуа безапелляционно заявил: "Нельзя же допустить мысль, что вот и через десять лет талантливейший Ларионов будет дурить и издавать свои скоморошьи альбомчики". Но как он ошибся! Ведь тогда еще начинающий художник Ларионов, ставший спустя много лет художником с мировым именем, и его жена Н.Гончарова продолжали иллюстрировать книги своими рисунками "в скоморошьем стиле" почти всю жизнь. Книга Н.Беляева "Нищета" вышла в Париже в 1945 году и была иллюстрирована М.Ларионовым от руки.
Но еще до выхода в свет в октябре-декабре 1912 года первых литографированных книг, усилиями Алексея Крученых в августе было предпринято издание серии открытых писем, изготовленных художниками-футуристами в технике литографии. Крученых привлек к работе над этими открытками Наталию Гончарову, братьев Михаила и Ивана Ларионовых, Владимира Татлина, Александра Шевченко и Николая Роговина. Вот как это распределилось по авторам: 14 открыток изготовил М.Ларионов, 11 - Н.Гончарова (причём в каталоге выставки художницы 1913 года значится 12 рисунков для открытых писем к изданию А.Крученых), 3 открытки - В.Татлин, 3 - И.Ларионов, 3 - А.Шевченко, 1 - Н.Роговин. Итого получается 35 открыток.
По некоторым данным, в этот список входил и Виктор Барт, о чем сообщает В.Поляков, считающий выпуск этих открыток "первой печатной акцией русских футуристов". К сожалению, данных о выходе в свет хотя бы одной открытки В.Барта на сегодняшний день не обнаружено, также как и открыток М.Ларионова "Кацапская Венера" и "Портрет В.Татлина", также упоминаемых в книге Полякова "Книги русского кубофутуризма" (М., "Гилея". 1998, с.238). Известный исследователь русского авангарда Е.Ф.Ковтун говорил об издании этих открыток: "Подобно "Общине св. Евгении", популяризовавшей в почтовых открытках работы мирискуснического круга, Крученых в этой серии задался целью пропаганды новых течений в русском искусстве. Техника литографии была избрана не случайно. Если "Община св. Евгении" занималась главным образом репродуцированием картин, то в серии Крученых мы встречаемся с вольными авторскими повторениями или вариациями на темы живописных полотен. А в этом случае литографский карандаш давал наибольшую свободу художнику, который стремился не к копии своего холста, а к его графическому эквиваленту". Авторы этих открыток использовали сюжеты своих примитивистских картин, заметно изменяя их композицию, что позволило им создать совершенно новые работы, которые органически вписались в концепцию русских футуристов.
В истории почтовых открыток отпечатанные в 1912 году издания А.Крученых, пожалуй, - первый случай создания чисто авангардных открыток как в России, так и за рубежом. Степень редкости некоторых из них на сегодняшний день, гораздо выше, чем у знаменитых изданий Bauhaus, поскольку, на мой взгляд, самые редкие из них сохранились в количестве не более 20 экземпляров, а возможно, и гораздо меньше. Это объясняется несколькими факторами. Им пришлось пережить первую мировую войну 1914 года, революцию 1917 года, гражданскую войну и интервенцию 1919-20-х годов, Вторую мировую войну 1939-45 годов, а также времена коммунистического правления вплоть до середины 80-х годов, когда власти боролись и часто уничтожали "проявления буржуазного упаднического искусства".
В данной работе описываемые открытки подразделены по четырем категориям степени редкости. Автор основывается на фактических данных, полученных из литературных и мемуарных источников, а также в личных беседах с многочисленными собирателями почтовых открыток как в России, так и за ее пределами. Для краткости изложения степень редкости открытки мы решили обозначать значком (*), из чего следует:
* - открытка встречается
** - встречается редко
*** - очень редко
**** - чрезвычайно редко
Как известно, первые литографированные книги Крученых "Игра в аду" и "Старинная любовь" вышли также в 1912 году в типолитографии Рихтера тиражом в 300 экземпляров, но уже после издания открыток. Эти книги были отпечатаны с одного литографского камня, на одной стороне листа бумаги, имеют каждая по 12 страниц-листов. Позже они были сфальцованы и сброшюрованы в книгу и вставлены в обложки.
Формат первой книги Крученых с литографиями М.Ларионова - 14,5 х 9,7 см, что как раз соответствует формату открытки. Большего тиража Крученых позволить себе не мог, так как издания не были коммерческими и не могли принести ему доход. В своих воспоминаниях "Наш выход" он описывает следующий эпизод: "Какого труда стоили первые печатные выступления! Нечего и говорить, что они делались на свой счет, а он был вовсе не жирен. Проще - денег не было ни гроша. Рисунки Н.Гончаровой и М.Ларионова были, конечно, дружеской бесплатной услугой. Три рубля на задаток типографии пришлось собирать по всей Москве. Хорошо, что типограф посчитал меня старым заказчиком (вспомнил мои шаржи и открытки, печатанные у него же) и расщедрился на кредит и бумагу. Но выкуп издания прошел не без трений. В конце концов, видя, что с меня взятки гладки, и напуганный моим отчаянным поведением, дикой внешностью и содержанием книжек, неосторожный хозяйчик объявил: "Дайте расписку, что претензий к нам не имеете. Заплатите еще три рубля и скорее забирайте свои изделия!".
Издание же открыток, о котором упоминает Крученых в своих воспоминаниях, должно было стоить даже дороже, поскольку на одном листе бумаги можно было напечатать не более 12 открыток (столько же листов-страниц и в первых литографированных книгах), причем бумага для открыток должна быть более плотной, а значит, и более дорогой. Также надо заметить, что на открытках использовалась двухсторонняя печать (оборотная сторона открытки), что также сказывалось на стоимости заказа. Судя по всему, было изготовлено 3 литографских камня с 12 открытками на каждом, что соответствует 36 открыткам, причем изображения их были не разделены полями (это хорошо видно, если сложить вместе открытки А. Шевченко). В дальнейшем они разрезались по формату открыток. Из-за этого размеры открыток различны. Ряд из них, уже, и не соответствует стандартному формату. Возможно, поэтому двенадцатая открытка Н.Гончаровой не обнаруженная до сих пор, была настолько узкой, что полностью ушла в брак.
Учитывая большую себестоимость изготовления открыток, можно предположить, что их тираж также не превысил 300 экземпляров, скорее был меньше. Возможно, финансовые трудности не позволили Крученых осуществить издание полного тиража всех открыток. Именно поэтому они все имеют разную степень редкости, а некоторые из них вообще почти не встречаются. Этим же можно объяснить и то, что на более редких открытках отсутствует имя их автора, название работы и издатель, а некоторые из них вообще встречаются без отпечатанной оборотной стороны, либо она изготовлена вручную тушью.
Возможно, Крученых отказался выкупать отпечатанные с лицевой стороны открытки, и типографу Рихтеру пришлось поставить только марку своего заведения, чтобы не выбрасывать отпечатанную небольшую партию экземпляров и позднее пустить ее в оборот. На степень редкости открыток Крученых влияет также и то обстоятельство, что после его смерти в 1968 году в его квартире была обнаружена часть тиража нескольких открыток (от 10 до 50 одинаковых экземпляров). Эти открытки затем попали в торговлю через магазин "Метрополь". Как правило, они имеют на обороте штамп этого магазина и относятся к первым двум, обозначенным нами, категориям редкости.
Акция Крученых по изданию открыток была чисто рекламной и вряд ли ему удалось продать какое-либо значимое количество своих открыток. Такая попытка была предпринята им во время первой выставки лубков, организованной Н.Д.Виноградовым в феврале 1913 года, а позднее и на других выставках и выступлениях футуристов. Мне удалось обнаружить только две из них, прошедшие почту. Одна из них была написана М.Ларионовым и отправлена в Петербург своему приятелю А.Серебряному.
Встречаются также пробные оттиски с литографского камня некоторых открыток, которые выполнены на тонкой бумаге. Крайне редко появляются открытки, раскрашенные от руки акварелью. Именно такие раскрашенные открытки из коллекции А.Кожебаткина в количестве 22 штук находятся в собрании РГБ (фонд 76bis/3). Из других наиболее значимых собраний открыток А.Крученых, согласно В.Полякову, следует отметить собрание ГРМ, отдела эстампов РНБ, музея Виктории и Альберта и частную коллекцию из 16 открыток Cl.Leclanche-Boule в Париже. Описываемая в этой работе коллекция была сформирована на основе собрания В.Барта и коллекции Н.Д.Виноградова (полученной от Е.Б.Овсянниковой).
журнал "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования"
№ 3, 2002 год