Логотип
afisha.yandex.ru

ИМЯ МАРКИ

При рождении каждая марка получает официальное имя, под которым и вносится в каталог своей страны. Коллекционеры, влюблённые в марки, часто не довольствуются официальными именами. Они дают многим своим любимицам дополнительные ласкательные имена или прозвища, которые зачастую прочно закрепляются за марками. Наиболее удачные прозвища со временем интернационализируются и входят в повседневный обиход филателистов многих стран. 

Чаще всего прозвища отдельных марок связаны с сюжетом их рисунка или какими-либо наиболее приметными деталями надписи. Первую марку во всём мире немного фамильярно называют «чёрным пенни» — по её цвету и номиналу. Отсюда же возникли краткие имена редких саксонских и баварских марок; «красная тройка» и «чёрная единица». Выпу­щенная в 1945 г. для Саксонии-Ангальта марка в 10 пфеннигов прозвана «золотой десяткой» потому, что стала самой редкой из всей серии с гербами, в которую она входит. Напротив, «золотая Швейцария» — марка в 1 франк, выпускавшаяся в 1862 и 1881—1882 гг., называется так потому, что действительно напечатана «золотой краской». По цвету и по стране, где они были выпущены, получили знаменитые прозвища голубой и красный Маврикий, а также австрийские газетные марки 1851 и 1856 гг. — голубой, жёлтый, розовый и красный Меркурий.

Прозвища многих марок или их разновидностей связаны с особенностями рисунков. Одной из самых старых считается «баэельская голубка» — марка кантона Базель (1845 г.); швейцарским маркам выпуска 1854—1855 гг. с изображением сидящей Гельвеции (фигура, символизирующая Швейцарию) пришлось смириться с названием «растрёпа» из-за того, что причёска фигуры, выполненной объемным тиснением, производит впечатление взъерошенной. Позднейшие выпуски швейцарских марок филателисты называют для краткости «сидящей Гельвецией» и «стоящей Гельвецией». Марки «голова Колумба», выпущенные в Чили в 1853—1886 гг., не следует смешивать с «колумбовскими марками» памятной серии США 1893 г.

Первые бельгийские марки названы «эполетами» из-за того, что на них изображён портрет Леопольда I в мундире с эполетами. Марки выпуска 1919—1920 гг. изображают короля Альберта в современной военной форме, почему они и известны под названием «стальной шлем».

С 1 июня 1893 г. до октября 1914 г. в Бельгии курсировали марки с купоном. На купоне имелся текст «NE PAS LIVRER LE DIMANGHE, NIET BESTELLEN OPZONDAG» («В воскресенье не доставлять»). Если марка наклеивалась на письмо вместе с купоном, оно не доставлялось в воскресенье. Если же отправитель хотел, чтобы его письмо было доставлено, он отрывал купон. Среди филателистов эти марки получили известность как «воскресные».

«Корабль под обстрелом» — разновидность данцигской марки с изображением старинного корабля, который кажется находящимся под обстрелом, так как на цветном фоне имеются пятна. На подобном же дефекте основано прозвище «плюющий крестьянин», присвоенное баварской марке выпуска 1920 г. Две другие разновидности марки в 10 центов первого-голландского выпуска 1852 г. и первой норвежской марки вы­пуска 1855 г. также нашли себе прозвища: «Вильгельм с рогом над глазом» и «лев с расщеплённой лапой». Необычность форм некоторых марок дала повод для возникновения таких названий, как «двойная Женева» или «треуголки мыса». «Двойная Женева» состоит из двух одинаковых марок по 5 сантимов, предназначенных для местной почты (1843 г.). Обе марки объединены единой верхней надписью «10—РОКТ САМТСЖАЬ—Сегй», так как тариф за доставку письма внутри кантона Женева составлял 10 сантимов, а марки такого номинала не было. На письма наклеивались обычно две одиночные или объединённые в пару марки по 5 сантимов. «Треуголки мыса» — первые марки мыса Доброй На­дежды (Африка), выпуска 1853-1854 гг. были действительно треугольной формы.

Для первых выпусков Бразилии выбраны необычные, но очень точные названия. Из-за овального фона цифр номинала марки выпуска 1843 г. получили название «бычьих глаз».

Марки второго выпуска 1944-1946 гг. с изменённой формой фона зовутся «козьими», а марки третьего выпуска 1850 г. — «кошачьими» глазами.

Часть первых немецких полуофициальных авиапочтовых марок была снабжена надпечаткой «Се1Ьег Нип» («Жёлтая собака»); по надпечатке возникло и краткое филателистическое название этих марок. Немецкие марки авиапочты 1922-гг. известны среди коллекционеров под названием «деревянный голубь» из-за своего стилизованного рисунка. С 1924 по 1929 г. выпускались благотворительные марки с изображением гербов немецких земель в овале на белом поле. По своему внешнему виду марки получили прозвище «пасхальных яиц».

Бывает и так, что нескоро докопаешься до причины, по которой получила своё прозвище та или иная марка. Откуда, например, появились «окошечная серия», «изюмные марки», «огненно-красная», «хамелеон», «нагрудные щиты» или «фиолетовый бриллиант»?

«Окошечная серия» — 148 марок, выпущенных в начале нынешнего столетия для бывших германских колоний. Они продавались в одном месте — в окошке для коллекционеров почтового отделения «Берлин С-2». Выпуск для немецкой почты в Турции с надпечатками в сантимах был предпринят в 1908 г. по просьбе экспортных фирм, которым понадобились марки для франкирования бандеролей с образчиками товаров — в основном изюма. Филателистическое название «изюмные марки» напоминает об этом факте. «Огненно-красная» марка в 50 пф. с рисунком «орёл» является самой ред­кой разновидностью по цвету. Безошибочно определить её можно только под кварцевой лампой, в лучах которой она начинает флюоресцировать огненно-красным цветом. При обычном же дневном свете марка выглядит коричнево-красной, и её почти невозможно отличить от обычной. «Хамелеоном» прозвана немецкая марка с номиналом в 2 рейхсмарки, выпускавшаяся в 1875—1900 гг. Она печаталась повторными тиражами з течение 25 лет, в результате чего имеет 7 основных и множество промежуточных оттенков, начиная от фиолетового до лилового. Это и дало повод для иронического прозвище. «Нагрудные щиты» — прозвище первых немецких марок. На выпуске, появившемся в январе 1872 г., изо­бражён орёл с «малым нагрудным щитом», а на втором (июнь 1872 г.) — с «большим нагрудным щитом». Это различие и дало маркам их теперешнее имя. «Фиолетовый бриллиант» — ошибка в цвете, самая дорогая марка, выпущенная городской почтой Финстервальда в 1946 г. Обычно эти марки печатались кирпично-красной краской. Наверное немногим известно, что филателисты иногда пользуются собственной терминологией для обозначения цвета некоторых марок. Парижский торговец Вервель первым начал продавать не выпущенную в обращение однофранковую французскую марку 1849—1850 гг., имевшую особый оттенок красной киновари. Этот цвет, отличающий невыпущенную марку от обычных карминовых или коричнево-карминовых, был назван по имени своего первооткрывателя «Вервель». Фантазия коллекционеров привела к возникновению полных юмора специальных терминов. Неполноценные марки зовутся «руинами» или «костями». Если у марки повреждена перфорация, считается что у неё «больные зубы», а если она имеет тонкие места, то они зовутся «окнами». Беззубцовые марки с широкими, чистыми полями считаются обладателями «автомобильных полей».

В начало раздела "Марки">>>