Логотип
afisha.yandex.ru

Старинные почтовые открытки

 "Лети с приветом, вернись с ответом".
Вкусы наших бабушек и дедушек в зеркале почтовой открытки.

О вкусах, строго говоря, не спорят, однако посмотреть, что и как их формирует, вовсе не грешно. Сейчас многие филокартисты собирают почтовые открытки, либо воспроизводящие работы художников "Мира искусства", либо оформленные ими. Исследование рынка открыток самого конца ХIХ века - начала ХХ века показывает, что не все "мирискуссники" пользовались популярностью в народе, во всяком случае, те из них, кто занимался оформлением почтовых карточек. Можно проигнорировать вкусы подросшего Ваньки Жукова, который уже осознанно и по конкретному адресу слал на деревню дедушке Константину Макаровичу открытку, но интересна сама атмосфера, в которой формировались его эстетические вкусы.

Начнем с того, что широкие народные массы, которые пользовались для почтовой корреспонденции открытками, хорошо знали, по сути, трех художников. Это Бем, Пимоненко и Васнецов. Многим, правда, было и невдомек, что Бема звали Елизаветой Меркурьевной... Зато Билибин, Добужинский, Бенуа, Остроумава-Лебедева, Лансере и другие художники круга "Мира искусства" пользовались популярностью лишь у просвещенной части общества.

В названный нами период в Петербурге действовала община святой Евгении, которая занималась многими богоугодными делами. Эти дела требовали средств. Деньги надо было зарабатывать. И одним из способов пополнения общинной казны стала издательская работа. Инициатором и организатором этой многолетней деятельности стал Иван Михайлович Степанов.

Причем в качестве издателя община св. Евгении снискала популярность на выпуске именно почтовых открыток. За двацать лет общинное издательство напечатало 6,5 тысяси открыток, тиражи которых составляли в среднем 10 тысяч экземпляров. То есть каждый взрослый подданный Российской империи хоть раз в жизни посылал  кому-нибудь открытку, изданную трудами общины св. Евгении.

Тематическое разнообразие открыток поражает: виды городов и местностей, портреты выдающихся деятелей, животные, растения, жанровые сцены, народные костюмы и многое другое. На примере этой многолетней и массовой деятельности можно проследить, какие вкусовые предпочтения были у россиян при выборе подобной продукции - в первую очередь, полиграфической. Итак, что на открытках нравилось нашим бабушкам и дедушкам?
На первом месте, как уже говорилось, были открытки художницы Елизаветы Бем. Она автор множества детских "головок" и сценок с детьми. Только община св.Евгении издала 68 открыток художницы, а ее работы печатали и другие крупные издательства. В среднем каждый ее сюжет выдерживал по три издания. Но и у Бем были открытки-рекордсмены. Например, рисунок к рассказу А.П.Чехова "Ванька" издавалась 21 раз (тираж 210 тыс. экземпляров). Открытка с назидательным сюжетом "На  Руси не все караси, есть и ерши" выходила 14 раз (тираж 140 тыс. экземпляров). А лукавая сценка "Кому до того дело, что я с кумом сидела" печаталсь на открытках 13 раз (тираж 130 тыс. экземпляров).

Понятно, что большие тиражи и частые переиздания открыток Е.Бем диктовались спросом, и это хорошо показывает общественное настроение того периода, вкусы широкой публики.

Совсев забыт ныне Николай Корнилович Пимоненко. В 1903 году его сюжет "До дому" стал основой открытки, которая переиздавалась 9 раз, набрав почти 90 тысяч экземпляров общего тиража. Это показатели по издательству общины св. Евгении, но сюжет воспроизводился издательствами "Петербург", "Русалка" и "Ришар", что в сумме давало примерно тот же общий тираж, что и у открытки, изданной общиной. Открытка Пимоненко "В поход" выдержала 7 изданий и набрала около 70 тысяч общего тиража. Даже по советским меркам, не говоря уж о нынешних временах , такие тиражи и такая частотность переиздания весьма и весьма впечатляют.

Справка:  В русско-турецкой войне 1877-1878 годов активно участвовали женщины. В качестве сестер милосердия они выхаживали раненых. А после войны многие эти героини остались не у дел, без средств к существованию. 
Российские деятели искусства стали инициаторами создания Комитета попечения о сестрах милосердия русско-турецкой войны. Попечительницей этой благотворительной организации стала принцесса Евгения Максимиановна Ольденбургская, внучка императора Николая I. В честь ее небесной покровительницы, святой Евгении, организация и получила название - Община святой Евгении.
Именно эта Община впервые в России начала издавать массовыми тиражами открытки, живописные и графические репродукции, плакаты, почтовые конверты и книги по искусству. К двацатилетию окончания русско-турецкой войны, к Пасхе 1898 года, издательская группа Общины выпустила свою первую почтовую карточку. Эта деятельность впоследствии приносила значительный доход, который использовался на обустройство больницы и жилья для сестер милосердия. Выдающиеся художники передавали Общине свои работы, многие делали это в благотворительных целях. Община святой Евгении просуществовала до 1917 года.

Открытка В.А.Беклемишева "Как хороши, как свежи были розы..." издавалась 7 раз, репродукция картины И.И.Левитана "Весна" - 8 раз.  А Виктор Михайлович Васнецов достиг рекорда только в 6 переизданий сюжета "Сирин и Алконост". Четыре раза выходили его "Три девицы под окном". У остальных  художников, среди которых были, напомним, Добужинский, Билибин и Бенуа, редко когда выходило два переиздания открыток. Хотя по количеству сюжетов, изданных общиной св. Евгении, лидируют И.Я.Билибин - 62 открытки, М.В.Добужинский - 61, М.А.Врубель - 36 работ, К.А.Сомов - 32, Н.К.Рерих - 31. Интересно, что известный гравер и медальер Ф.П.Толстой тоже рисовал сюжеты для открыток. Община издала 30 его работ. А в конце списка оказались замечательные художники В.А.Серов, КФ.Юон, Б.М.Кустодиев, В.В.Верещагин и великий Рембрандт. Зато работа  скульптора Гудона "Диана" репродуцировалась в 8 изданиях почтовых открыток.

Что объединяло работы Бем и Пимоненко, если они пользовались такой популярностью? Первое - сентиментальность сюжетов. Второе - национальный колорит. За счет колорита на третьем месте оказался и Васнецов. И дело не в какой-то особенной национальной ментальности россиян. Просто на открытках изображались персонажи в сарафанах, поддевках, сапогах, а так одевалась тогда подавляющая часть России, и люди, покупавшие почтовые открытки, как бы узнавали на них самих себя.

Интересно также, кому из деятелей государства и искусства отдавали предпочтение россияне. По тематике на первом месте члены императорской семьи - их изображения занимают 5 процентов от общего тиража открыток. Затем, как и в наши времена, идут актеры - чуть более 2 процентов. На третьем месте писатели - иконография "инженеров человеческих душ" занимает 1,6 процента от общего количества всех открыток. Затем идут художники - менее полпроцента. И на последнем месте композиторы - 0,1 процента.

А кто конкретно лидировал, как бы сказали сейчас, в рейтингах? На первом месте, естественно, Его Императорское Величество Николай II - 48 сюжетов. На втором - Ее Императорское Величество Екатерина II. Царь-реформатор Петр Великий - на четвертом месте, после императрицы Александры Федоровны, с результатом 12 карточек.

Среди актеров в первой тройке Т.П.Карсавина - 10 открыток, В.Ф.Комиссаржевская и И.В.Ершов. Федор Иванович Шаляпин с 5 карточками - на шестом месте. А у писателей бесспорное лидерство принадлежало "зеркалу русской революции", графу Л.Н.Толстому. "Наше все" А.С.Пушкин был только на втором месте. Причем изображения графа помещено на 17 открытках, а дворянина и камер-юнкера - только на 5.

Далее идут В.А.Жуковский, И.С.Тургенев и Н.В.Гоголь. Тут "золотой век" кончается и начинается "серебряный век", представленный двумя открытками с изображением Анны Андреевны Ахматовой и двумя же - с ликом пролетарского буревестника и владельца виллы в Сорренто.

Н.Рерих. 'Углич'.Больше половины открыток, изданных общиной св. Евгении, - виды городов и различных местностей. Их тоже покупали весьма охотно: приятно было отправить родственникам и друзьям открытку из Крыма с видом Алупки. Среди видов городов лидируют изображения Санкт-Петербурга и Москвы, в чем нет ничего удивительного. Но на третьем месте - Псков. Это удивительно лишь на первый взгляд. Почти все открытки с изображением псковских достопримечательностей напечатаны в разгар Первой мировой войны, и множество открыток было отправлено из действующей армии, надолго застрявшей под старинным русским городом.

В общей географии преобладают такие предпочтения, как Крым, Малороссия и... Сибирь. Если с первыми двумя местностями все ясно, то частое изображение сибирских достославных мест наводит на некоторые размышления. Однако и это объясняется временем пика выпуска открыток с изображением таежных прелестей - после войны с Японией и вплоть до начала Первой мировой, то есть десять лет, Россия строила великую железную дорогу от Москвы до Владивостока. Здесь работали тысячи и тысячи выходцев из средней России, куда и шли открытки с приветами и видами сибирских пространств.

Так, на примере одной только издательской деятельности общины св.Евгении, хорошо прослеживаются эстетические вкусы и пристрастия, географические и политические предпочтения наших дедушек и бабушек в последнее двадцатилетие правления дома Романовых...

О.Деллавос-Кардовская. 'За книгой'.Елизавета Бем. 'Раз в крещенский вечерок девушки гадали'.Портрет композитора Глазунова работы В.Серова.

Мнение эксперта

Открытки: в цене иудаика и обнаженка

Цены на старые открытки колеблются в диапазоне от нескольких рублей до сотен долларов. Причем определение цены - это комплекс условий, необходимых и достаточных.
Итак, условие первое - НЕОБХОДИМОЕ - состояние открытки. Сохранность уголков, чистота, отсутствие письменного сообщения и т.п. Естественно, это условие только лишьЕ.Лансере. 'Уголок провинциального города'.Акварель Бенуа. 'Зимнiй Дворецъ и валъ Адмиралтейства при Екатерине II'.необходимое, но не достаточное. Ведь самое совершенное состояние у только что выпущенной открытки, но цена ее совсем мала.

Условия, определяющие достаточное приложение к необходимому условию:
Условие первое - СПРОС. Ряд тем всегда пользовались большим спросом. Среди наиболее "дорогих" тем - иудаика, балет, типы, ню, художники круга "Мир искусства" и др. Условие второе - РЕДКОСТЬ - малые тиражи открыток или открытки, уничтоженные из-за цензуры или иных запретов. Под это условие попадают все литографированные открытки, открытки с фотографическими изображениями последнего императора и членов его семьи и многие другие.

Безусловно, цена резко возрастает. Если первое и второе условия совпадают и еще дополняются достаточным условием состояния. Так, серия открыток, изданных Общиной св.Евгении - Ф.Г.Беренштам "Black & ...", К.А.Сомов "Неделька", А.Н.Бенуа "Игрушки", Л.С.Бакст "Фея кукол", могут стоить от 300 от 1000 долларов, но необходимые условия очень жесткие. Открытки Беренштама должны быть не оторваны от общего блока; Сомов, Бенуа, Бакст должны быть в конвертах, причем у А.Н.Бенуа написан текст к серии, а у Бакста должна быть программка балета.

Если состояние открыток плохое, то те же открытки могут быть куплены за 2-3 доллара за штуку, а то и того меньше.

То же самое касается открыток с фото последнего императора и его семьи. Здесь единственное - в силу их высокой редкости и спроса цена не так зависит от состояния, хотя оно безусловно важно. Практически, цена любой императорской открытки начинается с 20 долларов, но в зависимости от сюжета и состояния может и дойти до сотен долларов.

Таким образом, цена открытки, как и другого антикварного товара, может быть определена не абстрактно, а конкретно при предъявлении открытки к продаже или обмену.

Характерно, что за последние год-два цены на открытки в обеих столицах практически сравнялись, и если раньше московскому дилеру было выгодно сесть на "Красную стрелу" и купить товар в Питере, то теперь и московским, и петербургским антикварам остается искать счастья в других городах, в первую очередь - в украинских.

Журнал "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования", май-июнь 2002.

В начало раздела "Марки">>>