Логотип
afisha.yandex.ru

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ПОЧТОВОЙ МАРКИ

Вопрос о наиболее целесообразной оплате почтовых отправления занимал многих людей в различных странах задолго до 19 века. Соответственно у почтовой марки были и предшественники. Рассказывая о почтовой марке невозможно не упомянуть о самых известных предшественниках почтовых марок.

1653 год Франция. Арендатор парижской почты граф Жан Ренуар де Виллайе получил от Людовика XIV привилегию на организацию городской почты Парижа. В то время в Париже единственная городская почта помещалась в небольшом помещении на улице Сент-Жак. Каждый, кто хотел отправить письмо, должен был явиться на почту, сдать письмо и уплатить почтовый сбор. Встав во главе городской почты, граф приказал установить почтовые ящики, в которые можно было опускать письма. Предварительно были установлены единые тарифы и введена предварительная оплата отправлений. Для этой цели были выпущены специальные ярлыки (лентообразная бандероль) с надписью "Свидетельство об уплате почтового сбора" на одной стороне и "почтовый сбор оплачен, ..... 1653 года" на другой. Они продавались по цене в 1 соль (5 сантимов или 1/20 ливра) не только у специального чиновника в королевском дворце, но и у швейцаров, в монастырях и т.п. Ярлыки нужно было прикреплять к письму таким образом, чтобы почтовый чиновник мог легко отделить их. Ярлыки (своеобразные почтовые квитанции) оставались у почтальона, доставившего письмо. Разрешалось прикладывать к письму и вторую оплаченную, но не заполненную квитанцию - своеобразное письмо с оплаченным ответом. Две сотни почтальонов, трижды в день разносили оплаченные письма. Мы не знаем, как выглядели бандероли (ярлыки) Виллайе т.к. ни одной из них не сохранилось.

Конец восьмидесятых годов XVII века Англия. Предприниматель Роберт Муррей решил монополизировать всю внутреннюю почту английской столицы, введя весьма низкий для того времени единый почтовый тариф. Он организовал первую частную почту в Лондоне названную "Penny Post". Свое название она получала от величины тарифа - за 1 пенни она доставляла письма и посылки весом до 1 фунта (454 грамма) в пределах города. После того, как "Penny Post" (1680 год) перешла в руки купца Вильяма Доквра (Dockwra) она стала очень популярна. Вильям Доквр открыл в городе около 500 приемных пунктов и семь почтамтов (по числу районов города). Буква "L" в штемпеле означает почтамт на Лайм Стрит, буква "P" - почтамт в районе собора святого Павла. Доставка корреспонденции производилась в среднем 4-5 раз, а в центре города даже 10-12 раз в день. Отправитель оплачивал тариф при сдаче письма на приемный пункт. При этом на конверт ставился треугольный штемпель с надписью "PENNY/post/paid". При доставке письма на него ставился второй штемпель в виде сердца. В его верхней части находилось слово "Mor" или "Af" (Первая или вторая половина дня), а в нижней указывался час доставки.

Следует отметить, что "Penny Post" была национализирована в 1698 году и просуществовала почти в неизменном виде до почтовой реформы Англии 1840 года, связанной с введением почтовой марки. Несколько писем "Penny Post" занимают почетное место филателистической коллекции Британского музея почты. На одном из них (со штемпелем с буквой "P"), доставленном в 1681 году очень интересен адрес. В переводе он выглядит следующим образом: "Доставить на улицу, куда выходит крыло церкви в конце Ломбард Стрит".

1819 год Италия. В королевстве Сардиния были выпущены листы почтовой бумаги. Они назывались Carta postala bolata (штемпельная почтовая бумага) и продавалась по цене в 15, 25 и 50 чентазими.

От номинала зависело расстояние доставки. Цена указывалась в штемпеле. Вместе с ценой на штемпеле был изображен мальчик на коне, трубящий в почтовый рожек. Форма штемпеля зависела от цены листа (соответственно круглый, овальный, восьмиугольный). По рисунку эти листы именуются у коллекционеров "маленькие всадники" или "маленькие лошадки". Бумага продавалась во всех королевских конторах и табачных лавках. В 1837 году листы изъяли из обращения.

1838 год Австралия. В Новом Южном Уэльсе были выпущены конверты с вытесненным на них королевским гербом. В стоимость конверта включалась и оплата почтовой доставки.

1840 год Англия. Наверное, самым невезучим предшественником почтовой марки, оказался проект выпуска почтовых конвертов, называемых "конвертами Малреди" (по фамилии автора рисунка, известного английского графика, члена королевской Академии изящных искусств Уильяма Малреди). В Англии готовились к почтовой реформе. Подготовка шла полным ходом, и было решено для подтверждения факта оплаты использовать два способа. Первый - с помощью особой квитанции, которая должна наклеиваться на отправление. Второй - путем использования специально изготовленных конвертов.

Выглядели "конверты Малреди" весьма внушительно. Всю лицевую сторону его занимает аллегорический рисунок. В верхней части фигура Британии, сидящей на скале. У ног ее лев, рядом щит с изображением флага Великобритании. По обе стороны от головы Британии располагаются летящие ангелы - символ добрых новостей. В отдалении парусные корабли и оленьи упряжки. Здесь же изображения индусов на слонах, китайцев с косичками, индейцев приветствующих миссионеров, купцов с товарами и сцены чтения писем. Вся эта помпезная композиция должна была символизировать развитие почтовой связи на обширных землях, подвластных британской короне. Конверты печатались на лучших сортах бумаги с шелковыми нитями и соответствовали по цвету и номиналам почтовым маркам. У одного с рисунком черного цвета было написано "Postage. One penny", у другого с синим рисунком "Postage. Two pence". Все было сделано таким образом, чтобы конверты пришлись по вкусу населению и могли достойно представлять в мире Британскую империю.

"Конверт Малреди" и почтовая марка вышли в свет в один день 1 мая 1940 года. И хотя королевский почтмейстер Р.Хилл надеялся на "конверт Малреди" больше, чем на свое изобретение - почтовую марку, на практике вышло другое. Конверты при всей их помпезности не пользовались популярностью у населения. Более того, в газетах стали появляться карикатуры и анекдоты по этому поводу.

Наибольшей критике подвергся рисунок Малреди. Он был воспринят как выражение колониальных устремлений Великобритании. Стали распространяться многочисленные выпуски конвертов с сатирическими вариациями на тему рисунка Малреди. Позднее коллекционеры насчитали 47 карикатурных вариантов "конверта Малреди". Не совсем так, как ему хотелось, но Уильям Малреди добился для себя мировой известности. Приведу иллюстрации нескольких карикатурных вариантов этого конверта. Хочется отметить, что карикатурные "конверты Малреди" появляются на аукционах и цена их частенько превышает цену оригинального конверта.

Встретив такой прохладный прием "конверты Малреди" просуществовали очень недолгое время. Вскоре их изъяли из обращения, но и сейчас они представляют огромный интерес. Их можно встретить в коллекциях на крупных филателистических выставках и конечно на аукционах.

В начало раздела "Марки">>>