Логотип
afisha.yandex.ru

СОЛДАТСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Во многих российских семьях бережно хранятся пожелтевшие от времени, истончившиеся в местах сгибов, исписанные, как правило, карандашом листочки с поблекшими штампами полевой почты и отметками военной цензуры. Письма с фронтов Великой Отечественной — как ждали их! Не зря фронтовой треугольник остался в нашем сознании как один из символов той грозной эпохи.

С началом войны была нарушена привычная жизнь огромной массы людей: более 5 млн. человек оказались в действующей армии на западных рубежах страны. Призванные по мобилизации проходили подготовку в тыловых гарнизонах. Началась эвакуация из районов прифронтовой полосы. Все сдвинулось с привычных мест, переехало, поменяло адрес. Миллионы семей оказались разлученными. И только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга. В 1941 г. в действующую армию ежемесячно доставлялось до 70 млн. писем и более 30 млн. газет. Отмечая огромное значение почты для поддержания духа воинов на фронте и рабочих в тылу, главная в то время газета страны "Правда" 18 августа 1941 г. писала: "Важно, чтобы письмо бойца родным, письма и посылки бойцам, которые идут со всех концов страны, не задерживались по вине связистов. Каждое такое письмо, каждая такая посылка именем отцов, матерей, братьев и сестер, родных и знакомых, именем всего советского народа вливают новые силы в бойца, вдохновляют его на новые подвиги". Как же работали связисты в условиях той страшнейшей войны? Капитан 1 ранга в отставке, член Союза журналистов Москвы, филателист В.В. Синегубов, собравший большой исследовательский материал по истории почты Великой Отечественной, любезно разрешил мне использовать в статье материалы из его неопубликованной книги. Воссоздать историю военной почты ему помогли сохранившиеся письма тех лет, ведь почтовые штемпели и отметки о многом могут поведать любознательному человеку. Итак, немецкое командование приступило к выполнению плана "молниеносной войны". Для уничтожения узлов и систем связи, разрушения телеграфных и телефонных линий в тылы отступающих войск забрасывались специальные диверсионные группы. В этих условиях работники почт западных областей исполняли свои обязанности до последней возможности, и зачастую их работа прерывалась криками "Немцы!" или "Танки!", а телефонные разговоры обрывались выстрелами и звуками чужой речи. Для обеспечения почтовой связью действующей армии Наркомат связи СССР создал систему военно-полевой почты во главе с Центральным управлением полевой связи. Этому способствовало назначение Народного комиссара связи СССР И.Т. Пересыпкина заместителем Наркома обороны — начальником Управления связи Красной Армии по совместительству. При переходе на новую структуру Управление связи Красной Армии стало главным, в название органов Наркомата связи в войсках вошел термин "военно-полевая связь". В декабре 1941 г. в армии началось создание Управления военно-полевых почт. Органы военной связи при армиях развернули военно-полевые почтовые базы, а при штабах входящих соединений - полевые почтовые станции. В прифронтовых административных центрах были созданы военно-почтовые сортировочные пункты (ВПСП), а по мере необходимости и фронтовые ВПСП, всего в годы войны их было около 40.

Знаменательно, что за первые семь месяцев войны Государственный комитет обороны принял три решения, направленных на улучшение продвижения воинской корреспонденции. В частности, запрещалась мобилизовывать почтовый транспорт для военных и хозяйственных потребностей, разрешалось прицеплять почтовые вагоны ко всем видам поездов, даже к воинским эшелонам. С 1 марта 1942 г. на все постпакеты и мешки с военной почтой крепились отличительные адресные ярлыки "Воинский", и они отправлялись в первую очередь. Задержка корреспонденции или засылка ее не по назначению расценивались почтовыми органами как должностное преступление. Для военных почт по последствиям это было как приказ "Ни шагу назад!" на передовой. При резко возросшем объеме переписки недоставало конвертов и открыток. Многочисленные издательства по заказу органов связи и по личной инициативе приступили к их выпуску, но на передовую в первую очередь доставляли боеприпасы, сухари, консервы, спирт, мешки с почтой. Конвертов не хватало. В такой-то обстановке и родился фронтовой "треугольник". Народ прозвал его солдатским, но и мой отец, батальонный комиссар, простоявший со своими морскими пехотинцами в обороне у Пулковских высот все 900 с лишним дней Ленинградской блокады, присылал в далекую Сибирь, куда нас с матерью вывезли из осажденного Ленинграда, письма, сложенные треугольником. За три года с внутреннего кольца обороны Ленинграда дошло всего несколько таких писем. Какой путь проходили письма с фронта? В.В. Синегубов так его описывает: "Солдат бросал письмо в почтовый ящик, сооруженный из подручных средств и укрепленный в удобном месте. Почтальон части ежедневно выбирал конверты, "треугольники", открытки, секретки и относил на полевую почтовую станцию, там все послания обрабатывались календарными штемпелями и закладывались в мешки, которые транспортом части отправлялись на базу полевой почты. Оттуда корреспонденция, рассортированная по направлениям, передавалась на ВПСП. Дальнейший путь проходил обычными маршрутами в почтовых вагонах. Послания в действующую армию и на флоты из местных почтовых отделений направлялись на ближайший ВПСП. Его работники сортировали отправления по станциям и переправляли их на армейские базы или фронтовые сортировочные пункты. Доставка корреспонденции с полевых почтовых станций на передовые подразделения, на корабли, как правило, требовала большого мужества. Нередко путь почтальона к блиндажам и окопам составлял десятки километров и проходил под пулями врага". В заметке нет упоминания процесса цензуры. Как известно, почти вся почта с фронта просматривалась. На почтовых отправления ставился штамп с текстом ~ Просмотрено военной цензурой. Данной теме посвящено не одно исследование. Еще хотелось бы сказать, что в первые годы войны как никогда в мирное время, очень много почтовых отправлений (в основном посылки на фронт) безжалостно обворовывалось. Будучи военным моряком, В.В. Синегубов особое внимание в своих филателистических изысканиях уделил работе почт на флотах и флотилиях. Его исследования позволили установить, что была автономная система почтового обслуживания военно-морской почты, которая состояла из военно-морских почтовых станций и опиралась на почтовые учреждения в главных военно-морских базах флотов.Первые флотские почты, отмечает В.В. Синегубов, начали работать только с конца июля 1941 г. — сказалась необходимость первоочередного комплектования станций военно-полевой почты и то, что система довоенной доставки корреспонденции на флоты справлялась с работой в первые дни войны, пока базы флотов располагались в крупных городах с налаженным почтовым обслуживанием. Но в ходе боевых действий Балтийский флот потерял базу в Таллинне, Черноморский — в Одессе и в Севастополе и перешел на базирование в Поти. Соответственно менялись и обслуживающие почтовые станции. По номеру военно-морской почтовой станции можно определить местонахождение адресата: ВМПС №1001 — Кронштадт, №1007 — Севастополь, №1008 — Полярный, №1004 — Владивосток, №1006 — Советская Гавань. Номер 1154 говорит, что письмо с Каспийской флотилии, №1159 — с Азовской, №1115 — с Ладожской. В октябре 1941 г. была создана Волжская военная флотилия. Ее корабли в первое время обеспечивали противоминную и противовоздушную оборону транспортных судов, а затем флотилия, подчиненная командующему Сталинградским фронтом, участвовала в боевых действиях. В ходе Сталинградского сражения армию обслуживали 99 полевых почтовых станций и одна военно-морская (№ 1169). В самые ответственные дни обороны Сталинграда ВМПС дислоцировалась между реками Волга и Ахтуба в землянках, среди леса. Бойцы назвали эту местность Ямы — по названию близлежащего поселка. Отсюда и известный среди корабельных волжских почтальонов адрес волжской ВМПС — "Землянки на Ямах" . Личный состав этой станции состоял из пяти девушек и солдата — водителя почтовой полуторки. Тесное помещение станции осенью-зимой 1942-1943гг. было одновременно и операторской, и казармой, и камбузом, и кают-компанией. Работали круглые сутки, ожидая почтальонов с кораблей и частей. Матрос-почтальон мог покинуть корабль лишь в моменты затишья, когда же обстановка требовала огневой поддержки войск или смены позиций, каждый почтальон становился номером боевого расчета. Случалось, что матрос-почтальон под обстрелом не доходил до станции, тогда девушки сами добирались до кораблей, не получивших почту. Станция ВМПС ежедневно должна была обменивать почту на военно-почтовой базе, а до нее более 90 км по простреливаемой и контролируемой немецкой авиацией местности. Начиналась отправка в сумерки, к рассвету — возвращение в часть. Когда автомашина выходила из строя, у соседей-разведчиков одалживали лошадь, и девушка на лошади с притороченными почтовыми мешками отправлялась в неблизкий опасный путь. Цену писем на войне знали все! О героической обороне Севастополя написаны десятки книг. Из них по крупицам можно собрать сведения о работе почтовых служб. Почта на Севастополь шла морем вместе со всем воинским грузом, уже в апреле 1942 г. из-за больших потерь от авиационных ударов от конвоев пришлось отказаться. Груз в Севастополь стали доставлять боевые подводные и надводные корабли. С 26 июня на отдельные удерживаемые позиции могли прорываться только подводные лодки. Они доставляли и почту — 24 подводные лодки Черноморского флота совершили 75 рейсов, перевезли 3695 тонн военных грузов и почты. Жаль, но по почтовым штемпелям невозможно определить корреспонденцию, доставленную подводным кораблем. Штемпеля морской почты были в обращении более года. В дальнейшем для сохранения тайны дислокации слова "военно-морская" заменили в штемпелях на "полевая почта", но номера учреждений связи сохранились. С 1 апреля 1943 г. со штемпелей сняли и номера почт. С тех пор почтовые документы можно "привязать" к пунктам дислокаций только по архивным данным. Но и так филателистические исследования бывшего военного моряка оказались плодотворными. Результаты этой работы пропагандируют филателию больше, чем даже филателистическая выставка.

В начало раздела "Марки">>>