Логотип
afisha.yandex.ru

Марки Третьего Рейха

Марки Третьего Рейха традиционно пользуются у коллекционеров большим спросом. И дело здесь вовсе не в популярности нацизма, а в том, что они, как правило, демонстрируют высокий художественный уровень исполнения.

(1) Парадоксально, но первые марки с изображением нацистской символики впервые появились не в Германии, а в Великобритании. В 1924 году, когда англичане совершили экспедицию на Эверест, вышли памятные частные марки, на которых был помещен древний знак свастики (1). Понятно, что никакого отношения к нацизму это не имело, тем более что о существовании Гитлера и его партии в Европе в это время знали очень немногие. Однако спустя девять лет бывший ефрейтор стал фюрером и начал активно пропагандировать идеи нацизма.

В художественном отношении марки Третьего Рейха были выполнены в том же стиле, что и марки Веймарской республики. Да и их идейное содержание не очень отличалось. К примеру, серия «Утраченные колонии» (1930) была призвана напомнить немцам о тех африканских и заокеанских владениях, которых страна лишилась по Версальскому договору (2).

Серия, впрочем, была частной, а поскольку знаки почтовой оплаты считаются «лицом» государства, чаще всего на них помещают официальные символы и портреты правителей. Символы новой Германии — орел и свастика — впервые появились на марках в 1934 году, в сериях «Воздухоплавание» (3) и «Возвращение Заара» (4).

Именно вступление немецких войск в Заарскую область было первым внешнеполитическим триумфом фюрера. Следующим стала Олимпиада 1936 года в Берлине, которая, разумеется, также была отмечена выпуском специальных марок (5). Отреагировали почтовики и на очередной партийный съезд в Нюрнберге (1936) (6) и на аншлюс Австрии (1938) (7). А вот произошедшее чуть позже «освобождение» Судетской области увековечить не удалось. Более того, на этой присоединенной к Рейху территории достаточно долго ходили старые чехословацкие марки со специальными надпечатками в виде свастики (8). Аналогичную практику немцы использовали и с марками «вольного города Данцига», присоединенного к Рейху в сентябре 1939 года, после разгрома Польши.

(3) Любопытно, что портрет самого Гитлера, как главы государства, впервые появился на марках 1937 года, выпущенных ко дню его рождения (9). Однако впоследствии марки с портретом фюрера начали выходить с завидной регулярностью, что очень отличало его от Сталина. Советский лидер не любил фигурировать на знаках почтовой оплаты и в 1952 году даже приказал уничтожить серию «50 лет Батумской стачки», от которой, как считается, уцелело только восемь экземпляров.

Зато марки с Гитлером филателистической редкостью не являются. Лик фюрера должен был выражать всю «мощь германского духа», и разумеется, к его написанию привлекались лучшие художники Третьего Рейха. Иностранцы, в том числе и наши соотечественники, также участвовали в процессе. Так, например, портрет, отпечатанный на марке 1942 года (10), принадлежал одному из классиков конструктивизма, известному скульптору и графику Сергею Королькову (1905–1987), который во время оккупации сотрудничал с немцами, вошел в состав Донского правительства, а после разгрома нацистов эмигрировал в Соединенные Штаты.

Среди бывших правителей Германии марки украшают только портреты короля Пруссии Фридриха Великого (11) и Пауля фон Гинденбурга (12). Впрочем, после 1936 года выпуск этих марок был прекращен. Короли, императоры, президенты — все ушли в прошлое. Теперь у страны был только один вождь — фюрер…

(6) Иностранным лидерам было сделано исключение. Весной 1941 года, после очередной встречи с Муссолини, вышла марка, которая изображала дуче вместе с фюрером. Ниже находилась надпись: «Два народа — одна война». Поскольку сделано это было с подачи самого Гитлера, нетрудно догадаться, с каким уважением он относился к основателю первого в мире фашистского государства (13).

Если же говорить о соратниках Гитлера, то никто из них не удостоился чести украсить знаки почтовой оплаты Третьего Рейха. Впрочем, одно исключение было. В 1942 году англичане напечатали фальшивую марку с портретом Гиммлера (14) в надежде, что фюрер начнет подозревать его в честолюбивых помыслах, и это, в свою очередь, приведет к расколу в германском руководстве.

Предприятие провалилось, так как Рейхсфюрер СС без труда доказал, что не имеет к появлению марки никакого отношения. Более того, он даже упрочил свои позиции. Ведь, как рассудил Гитлер, если враги хотят настроить его против Гиммлера, то, следовательно, он является самым надежным его соратником.

(7) Кроме того, в 1943 году вышла не фальшивая, а самая настоящая марка, посвященная 20-летию «пивного путча», причем изображенный на ней повстанец был очень похож на молодого Геббельса (15). Любопытно, что отношения фюрера с Геббельсом после этого сильно ухудшились. Они снова стали дружескими только после того, как последний продемонстрировал свою преданность фюреру, разоблачив неудачный заговор 20 июля 1944 года.

Следует отметить, что филателия — вещь достаточно «мирная», и даже в нацистской Германии тематика марок отнюдь не ограничивалась военно-политической сферой. Наоборот, вплоть до 1939 года большинство серий было посвящено различным немецким землям и городам, технике, архитектурным достопримечательностям, а также выдающимся деятелям науки и культуры. Правда, косвенная связь филателии с политикой все же прослеживается. Так, например, серия 1933 года была посвящена Вагнеру — композитору, прославленному официальной идеологией (16).

1 сентября 1939 года грянула Вторая Мировая война, и уже через две недели вышла серия из 12 марок, на которых была изображена Германия, вступающая в борьбу с врагами (17). Наглядным примером этих исторических событий является марка 1940 года «Гитлер и девочка», олицетворявшая славное настоящее и прекрасное будущее Германии (18).

(10) Правда, по мере того как дела на фронте шли все хуже и хуже, идея счастливого будущего уступила место жертвенности, что видно на примере марки 1942 года, запечатлевшей барельеф с погибшим германским солдатом (19).

А вот тема единства германского народа по-прежнему присутствует в филателии. Отдельного упоминания достойна марка, выпущенная в честь штурмовых отрядов СА. Как считают некоторые историки, запечатленная на ней эмблема, впоследствии, была использована художниками для создания символа Комитета государственной безопасности Советского Союза (20).

В 1943 году вышли марки в честь Союза германских девушек (21) и Германского Трудового фронта (22). Однако наибольшей популярностью пользуются две серии 1943–1944 годов, посвященные германским вооруженным силам(23,24).

Стоит отметить, что германские почтовые работники не нарушали неписаного правила филателии, согласно которому на марках не могут изображаться брутальные сцены. (Едва ли не единственными, кто нарушил данное табу, были советские почтовики, запечатлевшие на одной из марок 1943 года сцену штыкового удара).

Весьма показательными оказались три последние марки, выпущенные Третьим Рейхом. На одной из них (февраль 1945) были представлены три немца-фольксштурмовца (25). Из двух следующих марок (апрель 1945) первая изображала штурмовика СА — бойца некогда самой массовой нацистской военизированной организации и одного из тех, кто привел Гитлера к власти (26). На второй марке был запечатлен солдат СС — один из тех, кто считался представителем «высшей расы» и обучался искусству убивать в Дахау, Освенциме или Равенсбрюке.

Штурмовик и эсэсовец — противники, которые воплощают в себе два полюса гитлеризма (социалистический и националистический), а также зарождение и конец нацистского движения.

В начало раздела "Марки">>>