Логотип
afisha.yandex.ru

ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЕ ПИРАТЫ

В современном мире филателистическое пиратство продолжает существовать. Филателистические советники и агентства, как они себя называют, заключают соглашения с малыми и крошечными государствами Азии, Африки, Америки и от их имени «издают» многочисленные серии «марок», а точнее, много красочных картинок самых популярных мотивов: живопись, космос, спорт, флора, фауна и т.д

Огромное количество подобных марок выпущено для Парагвая, Панамы, Бутана, Бурунди, Экваториальной Гвинеи, Чада, эмиратов Персидского залива (особенно Аджман, Эль-Фуджайра, Рас-эль-Хайма, Шарджа, Умм-эль-Кайвайн, ныне входящих в Объединенные Арабские Эмираты) и др. Как правило, эти марки, печатающиеся в Нью-Йорке, Токио, Риме, Брюсселе, Лондоне, Женеве, Бейруте, на Багамских островах и в других местах, в большинстве случаев даже не попадают в страну, название которой они несут, а направляются в филателистические торговые фирмы, распространяющие их по всему миру. Встречающиеся гашеные марки тоже не были у себя «на родине» и никогда не клеились на письма: они погашены все теми же фирмами и агентствами, причем часть этих марок гасится высокопроизводительным способом непосредственно в процессе печатания, — в форму для печати черной краской вмонтированы штемпеля, форма печатает марки и одновременно гасит их. Все эти выпуски не вызваны потребностями почты и не выполняют функций почтовой оплаты. Многие подобные серии сопровождаются еще издаваемыми малыми тиражами авиапочтовыми марками, блоками, беззубцовыми выпусками тех же серий и блоков, различными памятными надпечатками. Часть из них печатается на золотой и серебряной фольге. Издаются марки причудливых форм, долгоиграющие (в виде маленьких грампластинок), с запахом роз, объемные и так далее.

Филателистические организации считают подобные выпуски нежелательными, спекулятивными и стараются поставить заслон на пути их распространения. Единственным средством борьбы в таком случае является бойкот. Международная федерация филателии (ФИП) еще в 1962 г. на своем конгрессе в Праге сформулировала основные критерии для определения нежелательных и спекулятивных эмиссий и призвала всех филателистов бойкотировать их. В дальнейшем эти критерии уточнялись и совершенствовались. Сейчас действует правило, по которому наличие таких марок в выставочных экспонатах ведет к снижению оценки последних, а если таких марок много, то и к дисквалификации экспоната.

С такими марками случалось немало забавных историй и курьезов.

Для того чтобы больше заработать, филателистические агентства выпускают «для» некоторых малых стран дорогие марки на фольге из чистого юта. Такие марки были изданы и от имени Экваториальной Гвинеи. Нашелся делец, решивший нажиться и на этом. Им оказался 67-летний мошенник Драгомир Проданов, известный старым филателистам своими проделками еще в 50-х гг., когда он в Испании издавал и продавал марки «Царства Болгарии», начисто "запамятовав", что 15 сентября 1946 г. страна была провозглашена Народной Республикой.

Не сумев хорошенько заработать на «Царстве», Проданов перебрался в Швейцарию, открыл типографию и стал печатать марки. Среди других напечатал и марки Экваториальной Гвинеи, но вместо золотой фольги применил обычную бумагу с «золотой» краской. Ему удалось продать партию этих изделий одному швейцарскому журналу за несколько десятков тысяч франков. Журнал в 1973 г. отмечал свое 75-летие, и марки предназначались в качестве премий победителям юбилейного конкурса-викторины. Грубую подделку обнаружили даже начинающие филателисты. Проданов угодил за решетку.

Насколько широк поток нежелательных, спекулятивных выпусков, можно судить по многим случаям, когда власти страны, от имени которой печатались марки, даже не знали, какие марки напечатаны.

Так, в начале 70-х гг. Республика Чад заказала нескольким агентствам в Ливане, Бельгии и Франции серии марок, чтобы пополнить свой бюджет. Однако, выполнив заказ, агентства продолжали печатать «чадские» марки уже без ведома властей республики. Было выпущено около 40 «новых» серий, многие из них — с беззубцовыми вариантами, на золотой фольге, с различными надпечаткаки и т. д. Дело дошло до того, что правительство Республики Чад опубликовало специальное за­явление с перечнем нескольких сотен марок, которым оно отказывало в «гражданстве» и которые не могло признать «своими».

Истории, подобные последней, известны и с марками шейханатов и эмиратов Персидского залива, которые продолжали выходить и после объединения эмиратов, и с марками некоторых других стран.

В начало раздела "Марки">>>