Логотип
afisha.yandex.ru

СТРАСТЬ К КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЮ

Впервые в дошедшей до нас литературе слово "коллекция" встречается в речи Марка Туллия Цицерона (66 до н. э.). По определению Владимира Даля, коллекция - это "собранные вместе однородные и чем-либо замечательные вещи, предметы". По современным представлениям, коллекция — это систематизированное собрание предметов материальной и духовной культуры или объектов природы, с необходимой полнотой раскрывающее намеченное содержание, имеющее научное, историческое, художественное, познавательное значение и оформленное для личного или общественного использования.

В одном из своих фундаментальных трудов академик Иван Петрович Павлов писал: "Из всех форм обнаружения рефлекса цели в человеческой деятельности самой чистой, типичной и потому особенно удобной для анализа и вместе самой распространенной является коллекционерская страсть - стремление собрать часть или единицы большого целого или огромного собрания, обыкновенно остающееся недостижимым"

Установить время "начала" коллекционирования невозможно. Не так давно на границе Польши и Чехословакии открыли пещерную стоянку первобытных людей, обитавших здесь 30 тысяч лет назад. В пещере найден набор белых камешков, не имевших, вероятно, никакого практического значения, но собранных из-за красоты и необычности. При раскопках древних стоянок в различных районах мира археологи находят "коллекции" небольших костей животных, затейливых раковин.

Позднее обнаруживаются находки, представляющие серьезный интерес для современной науки.

В середине прошлого века Астон-Генри Лэйярд в Куюнджике открыл остатки строений Ниневии - столицы Ассирии, затем Георг Гротефенд и другие ученые расшифровали древнюю клинопись, а Джордж Смит - рабочий, гравер, талантливый самоучка, ставший всемирно известным ученым, - раскопал и прочел многие глиняные таблички. В руках ассирологов оказалась огромная библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (669 -633 до н. э.). По его приказу во всех уголках обширного государства многочисленные писцы снимали копии с древних литературных памятников. Работали они с большим старанием и на многих табличках делали надпись, заверяющую идентичность копии и оригинала: "С древнего подлинника записано, а потом сверено". В библиотеке хранились десятки тысяч глиняных "книг" и документов, отражавших важнейшие события в жизни Вавилона и Ассирии и содержавших сведения по грамматике, сочинения по медицине, перечни животных, растений, минералов и т. д. Была продумана каталожная система; в каталогах указывалось даже количество строк в каждой таблице. Это собрание сохранило для нас научные достижения шумеров, вавилонян и ассирийцев.

Ашшурбанипал постоянно требовал, чтобы царские чиновники заботились о пополнении его собрания. Найдено несколько табличек с его распоряжениями: "Драгоценные таблички, которых нет в Ашшуре, найдите и доставьте их мне".

Другим не менее известным собранием древности была знаменитая библиотека Птолемеев — египетских царей эпохи эллинизма (305 — 30 до н. э.). В Александрии, столице царства Птолемеев, недалеко от царских дворцов и гробницы Александра Македонского находилась огромная библиотека Мусейлона - Храма муз, в котором хранилось свыше 500 тысяч рукописей (по другим источникам около 700 тысяч). Она была основана Птолемеем II в первой половине III в. до н. э. Многочисленный штат занимался ее изучением и перепиской. Многие сокровища библиотеки приобретались путем беззастенчивого грабежа древних архивов.

При взятии Александрии Юлием Цезарем в 47 г. до н. э. часть библиотеки погибла в пламени пожара на корабле. Почти все уцелевшие тогда сокровища в конце IV в. н. э были уничтожены фанатичной толпой христиан при разрушении "языческого" храма бога Сераписа, где размещалось книгохранилище. Оставшееся в 642 г. было сожжено арабами по приказу халифа Омара.

В древности были известны крупные коллекции, собранные частными лица­ми: гербарий величайшего ученого древнего мира Аристотеля (384 - 322 до н. э.), большая коллекция рукописей и произведений искусства выдающегося римского оратора, философа и писателя Марка Туллия Цицерона (106 -43 до н. э.); в более поздние времена — огромная, хорошо систематизированная коллекция античных монет Козимо Медичи Старшего (1389 - 1464).

В XVII - XVIII вв. широкое распространение в Европе получили княжеские кунсткамеры. Иногда их называли камерами чудес: нередко в них чучела крокодилов и уродцев, страусовые яйца, китовый ус, руды, алмазы, изделия из хрусталя, слоновой кости, золота и серебра соседствовали с оружием, чертежами, гравюрами, картинами, книгами, научными инструментами, монетами, медалями, скульптурами и пр. Самыми знаменитыми были кунсткамеры Альбрехта V Баварского в замке Амбраз в Тироле, Максимилиана Баварского в Мюнхенской резиденции, Августа I Саксонского в Дрезденском дворце, императора Рудольфа II на Градчанах в Праге.

С победой буржуазных революций в Нидерландах, Англии, а затем и в ряде других стран к коллекционированию предметов старины и произведений искусства начинают активно приобщаться буржуа. Постепенно от бессистемного собирательства они переходят к целенаправленной специализации.

Так, парижский коллекционер Пьер-Жан Мариетт в 30 - 70-х годах XVII в. собрал свыше шести тысяч рисунков выдающихся европейских художников. Во многих музеях мира можно увидеть часы Наполеона Бонапарта. Почему во многих? Да потому, что он их коллекционировал. Кроме того, Наполеон увлекался колекционированием оловянных солдатиков, с помощью которых на острове св. Елены любил восстанавливать картины сражений и демонстрироватъ ошибки своих генералов.

Увлечение коллекционированием выработало навыки систематизации и послужило первоосновой дальнейшей плодотворной научной деятельности Альфреда Брема и Чарльза Дарвина. В книге "Воспоминания о развитии моего ума и характера" Дарвин писал: "Когда я пошел в школу, у меня уже ясно был выработан вкус к естественной истории и собиранию коллекций. Старался выяснить названия растений и собирал всевозможные предметы: равины, штемпеля, монеты и минералы. Страсть к коллекционированию делает человека истинным естествоведом, ценителем произведений искусства"

Одним из первых крупных собраний в нашей стране были богатые библиотеки Ярослава Мудрого и Ивана Грозного и основанная Петром I Петербургская кунсткамера. По распоряжению Петра I в кунсткамеру свозились со всей России и из зарубежных стран всевозможные диковинки и редкости. Здесь были коллекции минералов, древних монет, медицинских препаратов, этнографические коллекции зоологический музей и т. д. В 1718 г. Петр I издал специальный указ: "... Ежели кто найдет в земле или в воде старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело и старо и необыкновенно — тако же бы приносили, за что будет довольная дача смотря по вещи, понеже не видев, положить нельзя цены".

От петровской кунсткамеры позднее отпочковались музеи и научные учреждения, действующие и поныне.

С собраний известных московских коллекционеров Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых, переданных в 1892 г. в дар городу Москве, берет свое начало знаменитая Третьяковская галерея.

Замечательный русский коллекционер второй половины прошлого века Александр Иванович Урусов, юрист, историк литературы, театровед, был обладателем обширной коллекции писем и рукописей выдающихся деятелей русской и французской культуры, большой библиотеки (около шести тысяч томов) редких книг, значительную часть которой составляли запрещенные царским правительством издания. Урусов считал, что коллекции — достояние не только владельца. Он щедро делился своими материалами с коллегами, передавал их крупным библиотекам и музеям. Сегодня эти книги, рукописи и другие материалы украшают фонды Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, Пушкинского дома АН СССР, музея А. П. Чехова и других сокровищниц русской культуры.

Урусов выступал как страстный пропагандист коллекционирования. В статье "Интересны ли мы?", опубликованной в 1900 г. газетой "Курьер", он писал: "Не успеет пройти и ста лет, как мы с вами и все, что нас окружает, - все это сделается интересным, все будет достоянием музеев и коллекций... Сколько пропало драгоценнейшего материала! И все некогда! И все "не знаю куда девал...". Все нужно коллекционировать! Старые га­зеты следует переплетать; письма все хранить... Старые афиши театральные драгоценны уже через десять лет... Так же драгоценны те смиренные предметы, которые окружают в будничной жизни... Они документируют эпоху и склад жизни, уже отошедший в вечность... Они историчны...".

Страстным коллекционером был Горький. Кстати, он пристрастил к филателии своего сына Максима. Сам же Алексей Максимович, хотя и был чле­ном Филинтерна (Филателистического Интернационала), марками занимался мало, зато тонко разбирался и увлеченно коллекционировал фарфор, старинное оружие, гравюры, редкие монеты, вазы, книги, картины, японские нэцкэ, старинные миниатюры. Он всегда старался узнать как можно больше о предметах, попадавших в его коллекции. Горький щедро раздаривал редчайшие вещи — художественной галерее и краеведческому музею своего родного города Нижнего Новгорода (ныне г. Горький), Эрмитажу, Русскому музею, Пушкинскому Дому.

Несмотря на зачастую предопре­деленную недостижимость собрат полную коллекцию люди пополняли и пополняют многомиллионное братство коллекционеров. Подсчитано, что существует свыше 700 направлений коллекционирования, среди них ест немало странных и порой бесполезных. Но нередко эти "бесполезные" коллекции оказываются не такими уж несерезными: например, по бережно сохраненным конфетным оберткам было восстановлено более восьмидесяти утраченных текстов и рисунков агитационных плакатов Маяковского, позднее вошедших в полное собрание его сочинений.

В начало раздела "Марки">>>