18. Самовар. Первая четверть XIX в. Петербург. Красная медь, выколотка, литье, чеканка, серебрение. 36х26х16 Бульотки (от французск. boullotte — грелка) в семействе самоваров занимают особое место. Создатели этих предметов подражали образцам западноевропейского прикладного искусства эпохи классицизма, сохраняя черты национальной самобытности. В военной кампании 1812 года русские мужики, прошедшие пол-Европы, многое увидели, многому научились, и это отразилось в творениях мастеров самоварного дела. Особенно в декоративно-художественной отделке сосудов, в ювелирной работе по серебру: чеканке, гравировке, травлению. В бульотку обычно наливали уже готовый кипяток, и благодаря горящей под нею спиртовке в сосуде поддерживалась необходимая температура жидкости, а это мог быть и глинтвейн — горячее вино. Изящный сосуд под N 19 когда-то принадлежал директору всех императорских театров — господину Теляковскому. Бульотка на иллюстрации 20 имеет ампирные формы с литыми акантами, пришедшими из Египта, а на иллюстрации 21 мы видим типичный «русский ампир», в котором как бы стекающее под тяжестью содержимого полушарием тулово покоится на прогибающихся ножках. Изысканная гравировка, серебрение, чернение, декоративные вставки придают этому предмету вид драгоценности.
В 40-е годы XIX века в Петербурге особенно престижным считалось приобрести самовар у купца Ф. Н. Дубинина. Фабрика, принадлежавшая ему, была небольшим производством даже по тем временам. 15—20 мастеров работало у Дубинина, и делали предметы преимущественно по заказам. На снимке 22 — небольшой самовар, созданный на этой фабрике. Сосуд чист по рисунку, не загружен отделкой, с очень удобными ручками. Словом, сделан для человека с хорошим вкусом. История этого самовара прослеживается на протяжении 150 лет. В начале 50-х годов прошлого века он был подарен молодой особе благородного происхождения. Сохранился до наших дней в прекрасном состоянии. Владельцев не менял. Поколениями хозяев был всегда любим, и пользовались им вплоть до наших дней.
В те же 40-е годы в Москве начинает выпускать свою продукцию фабрика К. Я. Пеца. Это было уже куда более крупное производство, и тем не менее художественный уровень создаваемых на нем самоваров владельцу удавалось держать очень высокий. На иллюстрации 23 вы видите самовар, выполненный как предмет декоративно-прикладного искусства. Его грани, пластика, сочетание выпуклых и вогнутых поверхностей с литым и прочеканенным декором делают честь мастеру. На иллюстрациях 24 и 25 самовары, сделанные на этой фабрике, которая, кстати, просуществовала, и очень успешно, до начала XX века. В Москве К. Я. Пец был, пожалуй, самым знатным самоварщиком. Во всех значительных коллекциях непременно присутствуют самовары, созданные его мастерами. И ни одно музейное собрание не может быть полным, не имея экспонатов от К. Я. Пеиа. Мастеровые его фабрики обладали своим оригинальным почерком как в решении формы сосуда, так и в его художественной отделке. Они первыми в самоварном деле стали использовать ложковую технику в обработке металла. На иллюстрациях 26 и 27 мы видим дорожные самовары. С таким самоваром отправлялись в путь. Дорожные самовары, или, их еще называют, "походные" - это целое явление в самоварном деле. Они издали узнаются по необычной форме. Специфика конструкции этих сосудов выражалась в компактности корпуса и креплении ножек (они делелаись съемными). На иллюстрации 26 самовар, сработанный самым известным тульским умельцем Назаром Лисициным. Это единственный дошедший до нас в первоначальном виде сосуд, имеющий клеймо и подпись славного туляка. Со второй половины XIX века и до первого десятилетия XX века дорожные самовары были одинаково популярны. Отправляясь в дальнюю дорогу, люди непременно брали с собой колченогое "медное чудо". Ни одно гуляние, ни один пикник не обходились без него. Дорожный самовар всегда был неотъемлемым спутником русского человека - и аристократа, и простолюдина. |