Логотип

Villeroy and boch

Фирма Villeroy & Boch — один из крупнейших европейских производителей керамики — была основана 1 января 1841 года членами двух семей — Виллеруа и Бох, которые, породнившись, создали товарищество на вере с правлением в Меттлахе. Однако этому предшествовала почти столетняя история.

 

Клеймо на метлахской облицовочной напольной плитке. Завод фирмы Villeroy & Boch в Мерциге. Начало 1900-х

История эта началась в 1748 году. Именно тогда в лотарингской деревне Аудун-ле-Тиш Франсуа Бох, ранее занимавшийся добычей железа, вместе со своими тремя сыновьями организовал небольшую мастерскую по выпуску столовой керамической посуды.

Почти двадцать лет спустя (по разным данным — в 1766, 1767 или 1769 году) предприятием «Франсуа Бох и сыновья», возглавляемым к тому времени Пьером-Жозефом Бохом, при покровительстве императрицы Марии Терезии в Сепфонтене (Люксембург) была открыта «Императорская Мануфактура». Она специализировалась на производстве скульптуры, изделий из мягкого фарфора, бисквита и тонкого фаянса с подглазурной кобальтовой росписью. Производство, к сожалению, было разрушено в 1795 году, но впоследствии восстановлено и продолжило работу.

В 1809 году Жан-Франсуа Бох, сын Пьера-Жозефа Боха, унаследовавший после смерти отца в 1818 году дело, приобрел аббатство в Меттлахе, в Рейнской Пруссии. Здесь с 1809 по 1842 год выпускался тонкий фаянс, а после 1842 года — изделия из каменной массы. Производство было организовано с учетом последних научно-технических новшеств, а ручной труд рабочих по возможности механизирован. Часть уникальных и оригальных механизмов была разработана самим Ж.-Ф. Бохом.

В 1812 году Пьер-Жозеф Бох вместе с другими керамистами основывает в Сепфонтене Гильдию Антониус, названную по имени святого покровителя гончаров, целью которой была поддержка рабочих во время болезни и выплата пенсий. Через пять лет после основания гильдии ее членом становится и Николас Виллеруа, бывший в то время одним из конкурентов Бохов. На момент вступления в гильдию он владел основанной в 1789 году фаянсовой фабрикой в Валленфангене, на которой в 1828 году французский инженер Жоне внедрил английскую систему производства. До 1789-го Н. Виллеруа принадлежала небольшая керамическая мастерская в Фрауенберге (Эльзас).

Марка серая подглазурная фирмы Villeroy & Boch Dresden (на соуснике). Частная коллекция

Как уже было сказано, в 1841 году состоялось объединение производств Н. Виллеруа и семьи Бохов в одну фирму, что было продиктовано необходимостью борьбы с конкурентами. С этого момента начинается стремительный взлет «Виллеруа и Бох», сопровождаемый увеличением количества заводов и расширением ассортимента выпускаемых изделий. Уже в 1841–1843 годах в Вадгассене совместно с Кархером была организована фабрика по производству изделий из хрусталя (полностью в собственности «Виллеруа и Бох» с 1883 года), давшая начало новому для основателей направлению. Через три года на заводе в Сепфонтене, ранее выпускавшем только посуду, было организовано производство плитки по технологии сухого молдинга, которая стала экспортироваться во Францию, Швейцарию, Англию, Польшу.

К 1850 году относится внедрение в производство изделий из костяного фарфора, а также расширяется ареал экспорта продукции, включивший в себя теперь уже Северную и Южную Америку. Одновременно с этим на заводе в Меттлахе организовано изготовление архитектурных украшений из терракоты. Там же в 1852 году построен цех по производству напольной облицовочной плитки с низким процентом износа. Метлахская плитка очень быстро приобрела известность и стала пользоваться большим спросом, что привело к открытию в Меттлахе специального завода по ее изготовлению. Да и само выражение — «метлахская плитка» (mettlachplatten) скоро стало нарицательным и распространилось на всю плитку подобного типа.

Количество заводов, принадлежащих фирме «Виллеруа и Бох» с каждым годом растет. В 1853 году открывается фабрика каменной посуды в Дрездене, в 1869 году — мозаичная фабрика в Меттлахе, а в 1879-м — приобретается фабрика в Мерциге (основана в 1856 году фирмой «Фелленберг и К°»), на которой изготовляются плитка и терракота. В 1883 году к ним добавляется завод каменной утвари в Шрамберге (Вюртемберг, основан в 1820 году «Ухтриц и Файст»), где налаживается выпуск декоративной майолики. Также стремительно расширяется и ассортимент изделий. Судите сами.

С 1882 года осваивается производство предметов для умывания, а с 1899-го — сантехники из огнеупорной глины и плитка для бассейнов. К концу XIX века заводы фирмы изготовляют почти все виды керамических изделий. На производствах к 1899 году занято шесть тысяч человек, к 1904 — их уже 6500.

Известность фирмы поддерживается постоянным участием в различных выставках, среди которых можно отметить Международную керамическую выставку в Петербурге (1901), выставку керамики при Северо-Богемском ремесленном музее в Рейхенберге (1902–1903), выставку изделий «Виллеруа и Бох» в Дрезденском королевском художественно-ремесленном музее (1903) и другие.

Надпись «собственность К.О. Шитта *ПАТЕНТЪ*» на крышке кувшина черная подглазурная

Первая половина XX века принесла «Виллеруа и Бох» значительные убытки. В результате Версальского мирного договора 1919 года, завершившего Первую мировую войну, Саарская область, в которой находился ряд заводов фирмы, была выделена в отдельную территорию, управляемую Лигой наций.

Пытаясь компенсировать чудовищные потери, «Виллеруа и Бох» в 1920 году приобретают заводы в Бонне и Бреслау.

Но тут приходит более страшная беда. Вторая мировая война приносит фирме еще больший урон. Фабрики в Бреслау, Дрездене и Торгау были экспроприированы. Дрезден и Торгау оказались на территории просоветской ГДР, Бреслау возвращен Польше и переименован во Вроцлав, а заводы в Саарской области отошли к Франции.

В конце 1950-х годов начинается новый виток в истории фирмы. В 1959 году на заводе в Сепфонтене положено начало производству нового стекловидного фарфора. В 1976 году «Виллеруа и Бох» приобретают фабрику Heinrich, а в 1982 году производится реконструкция заводов фирмы. Тогда же намечаются и три основных направления в производстве — облицовочная плитка, сантехнические изделия и предметы для сервировки стола из керамики и хрусталя. В 1987 году компания преобразована в акционерное общество и начинает сотрудничество с известным дизайнером Паломой Пикассо, разработавшей, в частности, декор для плиток. С конца прошлого века и по сей день компания на высоте и наращивает производство, скупая заводы и фабрики, создавая совместные предприятия и осваивая новые рынки сбыта своей продукции.

С конца 1980-х годов «Виллеруа и Бох» постепенно приобретают ведущие европейские производства. Так в 1989 году в их собственность переходят 50% акций голландской компании Ucosan (окончательно выкуплена в 1999 году), что приводит к появлению новой линии изделий «Виллеруа и Бох» — душевых кабин, пластиковых ванн и аксессуаров для душа. В 1991-м покупается 50-процентная доля австрийской компании db Das Bad Gesellschaft m.b.h. (полностью перешла в собственность в 2001 году), выпускающая оборудование для ванных комнат.

Соусник. Завод фирмы Villeroy & Boch в Дрездене. Фаянс, подглазурная печать. 1880–1890-е. Ручки утрачены. Частная коллекция

В следующем году «Виллеруа и Бох» уже обладает контрольным пакетом акций Alfoldi Porcelangyar, крупнейшего венгерского производителя керамического оборудования и плиток, а в 1996 году фирма распространяет свой влияние и на Румынию, выкупив контрольный пакет компании Mondial A.S., выпускающей плитку и керамические изделия. К настоящему времени в империю «Виллеруа и Бох» входят итальянская керамическая группа Ceramica Ligure S.R.L., изготовляющая плитку (контрольный пакет приобретен в 1997 году), шведские компании Gustavsberg AB (керамические изделия) и Svenska Badkar AB (системы водоснабжения). Обе компании куплены в 2000 году. Затем появляется чешская компания Vagnerplast spol. Sr.O (душевые кабины, пластиковые ванны, системы водоснабжения; приобретена в 2001 году) и некоторые другие. Марка была и остается ведущим брендом на мировом рынке… А что же Россия?

С Россией фирма «Виллеруа и Бох» тесно связана со второй половины XIX века. С этого времени и до начала Первой мировой войны изделия компании во всем своем разнообразии пользуются постоянным спросом благодаря удачному сочетанию качества и цены. Продукция фирмы была высоко оценена членами Императорского дома, давшего «Виллеруа и Бох» звание поставщика императорского двора. Еще одним свидетельством популярности продукции, в частности ее привозной посуды, служат марки некоторых отечественных заводов (М.С. Кузнецова в Кузнецово, И.Е. Кузнецова в Грузино, Зуссманов в Каменном Броде и др.), которые в расчете на невнимательного или малограмотного покупателя сознательно использовали эмблему «Виллеруа и Бох», внося в нее некоторые изменения.

Помимо экспорта посуды в нашу страну, компания занималась и выполнением заказов для российских частных лиц и фирм. Примером подобного сотрудничества может служить довольно часто встречающийся кувшин с черной круговой подглазурной надписью «собственность К.О. Шитта *ПАТЕНТЪ*» на крышке.

Торговый дом «К.О. Шитт», по заказу которого исполнялся кувшин, был основан в 1818 году купцом Корнелиусом Отто Шиттом, занимавшимся винной торговлей, в частности продажей французских вин лучшего качества. Торговля шла через сеть «ренсковых» погребов, которых в Петербурге к началу XX века насчитывалось более 30 (ул. Марата, 2; ул. Марата, 54, 1-ая линия В.О., 4; Садовая ул., 56 и др.).

Вывеску погребов в виде золотой грозди винограда упоминает в своих мемуарах М.В. Добужинский. На момент выполнения фирмой «Виллеруа и Бох» заказа на кувшины торговый дом «К.О. Шитт» возглавлял купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин, коммерции советник Василий Эдуардович Шитт, проживавший в Волховском переулке, 3, вместе с супругой. Кроме сети погребов ему же принадлежал и склад виноградного вина на Среднем проспекте В.О., д.4. Деятельность В.Э. Шитта не ограничивалась рамками торгового дома. Известно, например, что с 1903 по 1913 год он был членом правления российско-баварского пивоваренного общества «Бавария».

Кувшин. Завод фирмы Villeroy & Boch в Меттлахе. Каменная масса, рельеф, луженая медь (крепления). Конец XIX–начало XX вв. Частная коллекция

Однако основной продукцией, поставлявшейся фирмой «Виллеруа и Бох» в Россию, была различная метлахская плитка — квадратная, прямоугольная, шестигранная, с рисунком или однотонная, имитирующая мозаику. Все разнообразие плитки довольно хорошо представлено в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб).

Спросу на нее в немалой степени способствовал строительный бум, пришедшийся на конец XIX–начало XX веков. Особенно активное строительство развернулось в Санкт-Петербурге, где в начале XX века был открыт специализированный магазин на Невском проспекте под вывеской «Метлахская плитка. Виллеруа и Бохъ». Среди зданий Петербурга, в решении которых была использована их метлахская плитка, могут быть названы, например, доходный дом на Большом проспекте П.С., 43 (1901–1902, арх. Д.А. Крыжановский) или здание Ортопедического клинического института (Александровский парк, 5; 1902–1906, арх. Р.Ф. Мельцер).

В последней постройке плитками выложены не только полы, но и нижняя часть стен в некоторых помещениях. Облицовочные работы производились фирмой «Кос и Дюрр».

В меньшем объеме применялась метлахская плитка и в других регионах страны. Так ее можно найти в ряде зданий Москвы, интерьерах Пушкинского театра во Владивостоке (ул. Пушкинская, 27; 1908, архитектор П. Вагнер) и т.д. Любопытные плитки фирмы «Виллеруа и Бох» были применены в отделке одной из построек конца XIX века в комплексе двора Батова в Пскове. Клеймо на них выполнено на русском языке и содержит надпись: «Виллеруа и Бохъ метлахъ представители Косъ и Дюрръ С.-Петербург».

Особо нужно отметить работы «Виллеруа и Бох» для церкви Св. Марии Магдалины в Дармштадте (архитектор Л.Н. Бенуа; 1897–1899, отделка закончена в 1903-м). Храм, для которого фирма выполнила специальные плитки в форме луковицы для отделки фасадов и башен куполов, возводился на средства Николая II и его супруги, императрицы Александры Федоровны, т.е. участие в подобном проекте было как большой ответственностью, так и свидетельством доверия.

Плитка «Виллеруа и Бох» применялась не только при отделке вновь построенных зданий, но и при ремонте старых. Так, именно она была использована для облицовки полов в здании Российской Национальной библиотеки (Невский пр., 37), построенном в 1796–1801 годах Е.Т. Соколовым и впоследствии неоднократно расширявшемся и перестраивавшемся.

Связывал фирму с Россией не только экспорт высококачественной керамической продукции. По некоторым сведениям, полотно Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле» (1888). Ныне в фондах ГМИИ им. А.С. Пушкина, до 1948-го — ГМНЗИ, до 1918-го — собрание И.А. Морозова), единственная из картин художника, проданная при его жизни, попала в собрание московского коллекционера Морозова непосредственно при участии «Виллеруа и Бох».

Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война и последовавшая за ней революция 1917 года в России надолго прервали контакты с фирмой «Виллеруа и Бох», возобновившиеся лишь в 1995 году. Именно тогда был открыт первый фирменный магазин компании «Виллеруа и Бох» в Москве.

Сейчас открыты магазины в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Красноярске, Екатеринбурге, Челябинске, Саратове, Ростове-на-Дону, продолжающие традицию сотрудничества России с «Виллеруа и Бох». Возобновилось в постперестроечное время и выполнение частных заказов. Примером тому может служить сервиз на военную тематику, созданный для Б.А. Березовского (обошелся в $ 60 тыс.), или сотрудничество с Аэрофлотом.

Далее >>>

В начало раздела "Керамика">>>