Логотип

Вместе с самоваром в дорогу брали погребец (сундучок). В него укладывались: чайник, стаканы, чайница с чаем, молочник и другие предметы для чаепития. В коллекции А. А. Лобанова на сегодняшний день — десять походных самоваров. Самый небольшой рассчитан всего на две-три чашечки чая. Этот серебряный светский «малыш» служил, вероятно, в ситуации «тет-а-тет». А самый большой вмещает литров шесть. Он мог согреть душистым напитком целую компанию. И был найден, как рассказывает Андрей Андреевич, в окрестностях города Костромы, в маленькой деревеньке на Ярославском тракте. В 1968 году, путешествуя в тех местах, обхаживая и расспрашивая местных жителей, узнал, что дед Федор, тамошний старожил и бывший сельский «начальник», поругавшись со своей старухой, выкинул прохудившийся самовар в заброшенный колодец. Так что пришлось спускаться эдак метров на пять (места там сухие) и доставать, к великому удивлению, совершенно уникальный предмет. После небольшой реставрации он занял почетное место в коллекции (иллюстрация 32).

32. Самовар дорожный. 1850-к гг. Ф-ка Н. В. Пушкова, г. Данилов Латунь, выколотка, литье, серебрение, кость. 38х32х29

33. Самовар. Середина XIX в. Ф-ка Ф. Н. Дубинина, Петербург. Красная медь, выколотка, литье, чеканка, серебрение, кость. 53х32х31

34. Самовар. 1850-е гг. Петербург. Латунь, выколотка, литье, чеканка, серебрение, кость. 51х30х24

35. Самовар. Первая четверть XIX в. Красная медь, выколотка, литье, чеканка, серебрение. 31х27х22

36. Самовар. Середина XIX в. Ф-ка П. Севрю-гина, Москва. Красная медь, выколотка, литье, чеканка, серебрение. 33х28х27

37. Самовар.Середина XIX в. Латунь, выколотка, литье. 56х34х35

К этому времени уже появилась технология выколотки, позволяющая растягивать и расколачивать специальными инструментами податливый металл, придавая ему сложнейшую форму.

На иллюстрациях 33 и 36 мы видим пример этой точности, умения представить изготавливаемое изделие в объеме, знание свойств материала, с которым работаешь, и тонкого художественного чутья, поскольку если в скульптуре, по меткому выражению Родена, художник избавляется от лишнего материала, то здесь мастер создает форму, и любой неточный удар изнутри создает ненужный объем.


Смеркалось. На столе, блистая, Шипел вечерний самовар, 
Китайский чайник нагревая, 
Под ним клубился легкий пар. 
Разлитый Ольгиной рукою, 
По чашкам темною струею 
Уже душистый чай бежал...

А. Пушкин

Стихи А. С. Пушкина появились здесь недаром. На этих снимках — самовары, которые бытовали в его время. Один из них был даже приобретен собирателем в доме рядом со знаменитой квартирой на Мойке и, как утверждали бывшие владельцы, самовар находился с момента приобретения их прапрадедом в 30-е годы XIX века постоянно в их доме. Как знать, может быть и захаживал гениальный поэт к своим соседям, и угощали его крепким чаем из небольшого, изящного самовара N 35.

Не менее примечателен самовар на иллюстрации 34. Выполненный в неоготическом стиле, он был сделан для летнего дворца (коттеджа) императора Николая I. Непримиримый гонитель Пушкина был поклонником всего романтического, считая себя последним рыцарем эпохи. Вот, как иногда предметы соединяют судьбы людей — героев и актеров истории.

География самоварного производства чрезвычайно обширна. Кроме признанных центров — Петербурга, Москвы, Урала, Тулы, — первоклассные умельцы работали в Костроме, Ярославле, Ар-хангельске, Вятке и многих провинциальных городах огромной России. В XIX веке самоварные фабрики в этих городках размешались, как правило, в одной или двух деревянных избах, где располагались кузница и мастерские. Хозяин-купец нанимал рабочих и мастеров. Главной фигурой в «деле» был наводилыцик — он выковывал тулово (корпус) самовара. От него зависел образ и характер будущего водогрея. Хороший наводилыцик каждый раз, подходя к верстаку, старался придумать свою, новую, не похожую на другие форму сосуда. И поэтому, будучи окончательно готовым, самовар приобретал самые различные обиходные названия: «Ваза», «Рюмка», «Дуля», «Репка», «Яйцо», «Цилиндр» и т. п.

38. Самовар. Первая половина XIX в. Ф-ка И. Пушкова, г. Данилов. Латунь, выколотка, литье. 25х24х21

39. Самовар. 1840-е гг. Ф-ка Н. Иапикова, г. Тула. Латунь, выколотка, литье, серебрение. 29х24х22

40. Самовар. 1840-е гг. Ф-ка Н. Маликова, г. Тула. Томпак, выколотка, питье. 33х27х26

41. Самовар.Середина XIX в. Ф-ка Е. M. Попова, г. Вятка. Латунь, выколотка, литье. 48х33х29

42. Самовар. Середина XIX в. Мастер В. Бриолин, г. Кострома. Красная медь, выколотка, литье, кость. 43х37х31

43. Самовар. Середина XIX в. Ф-ка И. А. Скорнякова, г. Углич. Томпак, выколотка, литье, чеканка. 42х35х27

44. Самовар. Первая половина XIX в. Ф-ка Демидова, г. Архангепьск. Латунь, выколотка, литье. 49х34х33

Самовары, представленные на этом развороте, созданы умельцами северных русских городов. Их отличает незатейливость и лаконичность формы, особая уютность и теплота. По сто и более лет служили людям эти сосуды, бережно передавались из поколения в поколение.

На севере русский человек более серьезен в укладе своей жизни. Там больше сохранилось предметов национальной культуры, особенно бытовой.

Эти предметы передаются из поколения в поколение и, когда перестанут выполнять чисто утилитарные функции, складываются на чердаке или в особом закутке за печкой, называемом шоношей, и лежат там, пока не потребуются хозяевам. Здесь можно было найти и предметы старинной крестьянской одежды, и вышитые при свете лучины скатерти, и иконы, отслужившие свой век, и множество вещей, ценность которых для владельца в их истории.

В шоношу складывали то, что не нужно было видеть постороннему, а о бесцеремонном посетителе говорили: «Пусти гостя на порог, а он в шоношу».

Но и до этих мест добралась советская цивилизация, нанеся особый урон, как ни странно, в 50—60-е годы. Андрей Андреевич рассказывает, что, много разъезжая по стране, первое знакомство с городом или поселком всегда начинал со складов вторцветметалла, где ждали отправления на переплавку уникальные изделия.

«Самое грандиозное впечатление на меня произвел склад вторичного сырья в городе Вятке (Киров). Было это в 1966 году. Когда удалось договориться с охраной и рабочими склада, выяснилось, что все поступившие к ним самовары содержатся в отдельном помещении — аж целом ангаре. Войдя в него, буквально остолбенел. Передо мной была прямо-таки медно-латунная гора высотою метра в три и площадью примерно 5 х 20 метров. Вот, подумал, нашел наконец свое счастье. Но, прокопавшись там целый день, обнаружил всего один достойный для коллекции предмет (иллюстрация 42). Все остальные, а их была не одна тысяча, оказались обычными тульскими конвейерными "банками" конца XIX — начала XX века. За находку работники склада попросили что-нибудь из цветного металла, равное по весу, и, конечно, "родимую стеклянную"».

<<<Назад                                                    Далее>>>

В начало раздела "Разное">>>