Логотип

18. Самовар. Первая четверть XIX в. Петербург. Красная медь, выколотка, литье, чеканка, серебрение. 36х26х16

Бульотки (от французск. boullotte — грелка) в семействе самоваров занимают особое место. Создатели этих предметов подражали образцам западноевропейского прикладного искусства эпохи классицизма, сохраняя черты национальной самобытности. В военной кампании 1812 года русские мужики, прошедшие пол-Европы, многое увидели, многому научились, и это отразилось в творениях мастеров самоварного дела. Особенно в декоративно-художественной отделке сосудов, в ювелирной работе по серебру: чеканке, гравировке, травлению.

В бульотку обычно наливали уже готовый кипяток, и благодаря горящей под нею спиртовке в сосуде поддерживалась необходимая температура жидкости, а это мог быть и глинтвейн — горячее вино. Изящный сосуд под N 19 когда-то принадлежал директору всех императорских театров — господину Теляковскому.

Бульотка на иллюстрации 20 имеет ампирные формы с литыми акантами, пришедшими из Египта, а на иллюстрации 21 мы видим типичный «русский ампир», в котором как бы стекающее под тяжестью содержимого полушарием тулово покоится на прогибающихся ножках. Изысканная гравировка, серебрение, чернение, декоративные вставки придают этому предмету вид драгоценности.

19. Бульотка. Начало XIX в. Петербург. Латунь, выколотка, литье, серебрение. 34х27х22

20. Бульотка. Первая половина XIX в. Латунь, выколотка, литье, чеканка, серебрение. 37х33х29

21. Бульотка. Первая половина Ф-ка И. Зотова, XIX в. Москва. Латунь, выколотка, литье, чеканка, гравирование, серебрение. 35х27х27

22. Самовар. Первая половина XIX в. Ф-ка Ф. Н. Дубинина, Петербург. Красная медь, выколотка, литье, чеканка, серебрение. 30х23х22

23. Самовар. Середина XIX в. Красная медь, выколотка, литье, чеканка, серебрение. 51х31х35

24. Самовар. 1840-е гг. Ф-ка К. Я. Пеца, Москва Красная медь, выколотка, литье, чеканка, серебрение. 49х37х38

25. Самовар. Середина XIX в. Красная медь, выколотка, литье, чеканка, серебрение. 44х35х34

26. Самовар дорожный. Первая половина XIXв. Латунь, выколотка, литье. 21х28х13

27. Самовар дорожный. Середина XIX в. Ф-ка Кондратьева, Петербург. Латунь, выколотка, литье, чеканка, серебрение, кость. 32х31х28

28. Самовар дорожный. 1770-е гг..Мастер Назар Лисицин, Тула. Латунь, выколотка, литье, чеканка. 24х27х22

В 40-е годы XIX века в Петербурге особенно престижным считалось приобрести самовар у купца Ф. Н. Дубинина. Фабрика, принадлежавшая ему, была небольшим производством даже по тем временам. 15—20 мастеров работало у Дубинина, и делали предметы преимущественно по заказам. На снимке 22 — небольшой самовар, созданный на этой фабрике. Сосуд чист по рисунку, не загружен отделкой, с очень удобными ручками. Словом, сделан для человека с хорошим вкусом. История этого самовара прослеживается на протяжении 150 лет. В начале 50-х годов прошлого века он был подарен молодой особе благородного происхождения. Сохранился до наших дней в прекрасном состоянии. Владельцев не менял. Поколениями хозяев был всегда любим, и пользовались им вплоть до наших дней.

В те же 40-е годы в Москве начинает выпускать свою продукцию фабрика К. Я. Пеца. Это было уже куда более крупное производство, и тем не менее художественный уровень создаваемых на нем самоваров владельцу удавалось держать очень высокий. На иллюстрации 23 вы видите самовар, выполненный как предмет декоративно-прикладного искусства. Его грани, пластика, сочетание выпуклых и вогнутых поверхностей с литым и прочеканенным декором делают честь мастеру.

На иллюстрациях 24 и 25 самовары, сделанные на этой фабрике, которая, кстати, просуществовала, и очень успешно, до начала XX века.

В Москве К. Я. Пец был, пожалуй, самым знатным самоварщиком. Во всех значительных коллекциях непременно присутствуют самовары, созданные его мастерами. И ни одно музейное собрание не может быть полным, не имея экспонатов от К. Я. Пеиа. Мастеровые его фабрики обладали своим оригинальным почерком как в решении формы сосуда, так и в его художественной отделке. Они первыми в самоварном деле стали использовать ложковую технику в обработке металла.

На иллюстрациях 26 и 27 мы видим дорожные самовары. С таким самоваром отправлялись в путь. Дорожные самовары, или, их еще называют, "походные" - это целое явление в самоварном деле. Они издали узнаются по необычной форме. Специфика конструкции этих сосудов выражалась в компактности корпуса и креплении ножек (они делелаись съемными). На иллюстрации 26 самовар, сработанный самым известным тульским умельцем Назаром Лисициным. Это единственный дошедший до нас в первоначальном виде сосуд, имеющий клеймо и подпись славного туляка. Со второй половины XIX века и до первого десятилетия XX века дорожные самовары были одинаково популярны. Отправляясь в дальнюю дорогу, люди непременно брали с собой колченогое "медное чудо". Ни одно гуляние, ни один пикник не обходились без него. Дорожный самовар всегда был неотъемлемым спутником русского человека - и аристократа, и простолюдина.

<<<Назад                                                                                                 Далее>>>

В начало раздела "Разное">>>