Логотип
Мегамаркет

Крупнейшие стройки, походы и юбилеи предприятий 20-х — 40-х годов

После завершения гражданской войны началось активное восстановление народного хозяйства. В 1925 году на XIV съезде ВКП (б) был провозглашен курс на индустриализацию страны. Первоочередными задачами индустриализации ставилась электрификация и развертывание тяжелой промышленности. Процесс индустриализации в СССР в широких масштабах развернулся, начиная с первой пятилетки (1929 — 32 гг.). За период довоенных пятилеток было создано 8900 крупных государственных предприятий, а также многие тысячи средних и мелких предприятий. В годы индустриализации возникло много новых отраслей промышленности, отвечавших новым веяниям времени.

Помимо строительства новых предприятий, был коренным образом реконструирован и расширен ряд старых предприятий. В сельском хозяйстве развернулись соревнования под названием «поход». Как правило, «походы» носили имена лидеров Советского государства. Ряд важных строек и «походов» был отмечен выпуском знаков, которые вручались лучшим строителям, работникам или участникам походов и являлись наградными. Подобные знаки тесно переплетаются со знаками ударников 20-х — 30-х годов. Некоторые из них имели разновидности по размеру или материалу изготовления. Предположительно более дорогие по исполнению варианты вручались руководящему составу. В раздел включены также юбилейные знаки ряда предприятий.

Шатурская электростанция. Строительство электростанции началось в августе 1919 г., а 25 июля 1920 года состоялось открытие первой очереди. Коллектив строителей был награжден Почетной грамотой ЦИК, лучшим строителям электростанции вручили жетоны. Полностью строительство Шатурской электростанции завершили в 1925 году. Работала она на торфе.

Волховская ГЭС (Волховстрой) — первая районная ГЭС в СССР, сооруженная в период с 1918 по 1926 г. на реке Волхов. Строительство ГЭС было отнесено к разряду внеочередных работ. Во время Великой Отечественной войны в связи с угрозой захвата станции немецкими войсками оборудование было демонтировано и вывезено на Восток. В феврале 1942 года в условиях прифронтовой полосы началось ее восстановление, а с осени того же года Волховская ГЭС начала снабжать осажденный Ленинград электроэнергией.

444. Жетон в честь пуска первой очереди Шатурской ГЭС. 1920 г. Латунь.....................300-400

445. Жетон «5 лет Октября. Волховстрой». 1922 г.

a) Серебро. Эмаль..........................................................2500-3000

b) Латунь................................................................1200-1500

446. Знак в честь завершения строительства Волховской ГЭС. 1926 г.

a) Серебро. Эмаль. Винт.....................................................3000-4000

b) Бронза. Эмаль. Винт......................................................1500-1700

Канакирская ГЭС. Расположена в Армянской ССР и входит в Севанский каскад. Строительство ГЭС началось в 1930 году. На полную мощность в 88 мегаватт станция вышла в 1937 году.

Нижне-Свирская ГЭС (Свирьстрой). Закладка ГЭС состоялась еще в 1927 году. Ее строительство возглавил советский инженер академик Г. О. Графтио, под руководством которого была создана Волховская ГЭС. Сложность проекта заключалась в том, что строительство осуществлялось на мягких грунтах. Особенным в проекте было то, что здание станции возводилось под небольшим наклоном, с таким расчетом, что давление воды заставит все сооружение осесть, уплотнить основание и принять горизонтальное положение. В 1933 году станция была запущена в эксплуатацию. В 1934 году, в соответствии с расчетами, осадка сооружения прекратилась, и оно приняло строго горизонтальное положение.

Баксанская ГЭС. Расположена в 30-ти километрах от г. Нальчик (Кабардино-Балкария). Строительство началось в 1930 году. 20 сентября 1936 года был пущен первый гидроагрегат Баксанской ГЭС мощностью 8,3 мегаватт. К этому же сроку были построены высоковольтные линии до городов Нальчик, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск и Минеральные Воды. На проектную мощность в 25 мегаватт гидроэлектростанция вышла в 1938 году.
447. Знак в честь завершения строительства Харьковской районной электростанции. 1929 г.
Серебро. Эмаль. Винт...............................................................................................800-1000

448. Знак в честь завершения строительства Канакирской ГЭС. 1937 г. Серебро. Эмаль. Винт......................................................................................................................4000-5000

449. Знак в честь завершения строительства Нижне-Свирской ГЭС. 1934 г.

a) Серебро. Эмаль. Винт.....................................................2500-3000

b) Бронза. Эмаль. Винт......................................................1200-1700

450. Знак в честь пуска первой очереди Баксанской ГЭС. 1936 г.

a) 38 х 24 мм. Бронза. Серебрение. Эмаль. Винт...................................1200-1500

b) 27 х 18 мм. Бронза. Серебрение. Эмаль. Винт....................................800-1000

Днепропетровская ГЭС (Днепрострой) - одна из 10 гидроэлектростанций, строительство которых предусматривал план ГОЭЛРО. Строительство ДнепроГЭСа началось в марте 1927 года и завершилось в 1932 году к 15-й годовщине Октября.

Магнитострой. Расположен у подножия горы Магнитной, на Южном Урале (Челябинская обл.). Строительство началось в 1929 г. и явилось составной частью создающейся мошной угольно-металлургической базы на востоке — Урало-Кузбасса. 1 февраля 1932 года был получен первый чугун. Магнитострой являлся крупнейшей стройкой первой пятилетки.

КамГРЭС — Государственная районная электростанция (ГРЭС) в городе Каменское (с 1936 г. — город Днепродзержинск, Днепропетровская обл., УССР).

451. Знак в честь завершения строительства Днепропетровской ГЭС. 1932 г.

Серебро. Эмаль. Винт.......................................

452. Знак в честь завершения строительства Каменской ГРЭС. УССР. 1931 г.

a) Серебро. Бронза. Эмаль. Винт...............................

b) Бронза. Эмаль. Винт....................................

453. Знак в честь завершения строительства Магнитостроя. 1932 г.

a) Серебро. Эмаль. Винт.....................................

b) Бронза. Серебрение. Эмаль. Винт............................

Кузнецкий металлургический комбинат имени Сталина (Кузнецкстрой) — одно из крупнейших предприятий черной металлургии СССР. Находится в городе Новокузнецке Кемеровской области. Строительство начато в мае 1930 года, а уже в апреле 1932 года была сдана в эксплуатацию первая очередь. Еще через 9 месяцев сдали все сооружения, необходимые для осуществления полного металлургического цикла, и прокатаны первые железнодорожные рельсы.

Югосталь — один из крупнейших заводов черной металлургии СССР, впоследствии завод «Азовсталь», заложен в 1931 году, а уже в августе 1933 года была пущена первая доменная печь. Находится в городе Мариуполь Украинской ССР.

Волховский алюминиевый комбинат — первый в СССР алюминиевый комбинат. После завершения строительства Волховской ГЭС в 1930 году началось строительство Волховского алюминиевого комбината, который должен был использовать электроэнергию Волховской ГЭС. Строительство осуществлено в рекордные сроки — за два года. 14 мая 1932 года страна получила первый отечественный промышленный алюминий.

454. Кузнецкстрой. «За ударную работу». 1931 г.

a) Серебро. Эмаль. Винт.....................................................4000-5000

b) Бронза. Эмаль. Винт......................................................2000-2500

455. Кузнецкстрой. «За ударную работу». 1931 г. Бронза. Эмаль. Винт.....................2000-2500

456. Знак в честь завершения строительства Югосталь — Мариуполь. 1933 г.

Бронза. Краска. Винт........................................................800-1000

457. Жетон в честь завершения строительства Волховского алюминиевого комбината. 1932 г.

Алюминий. Краска.........................................................1000-1200

Туркестане - Сибирская железная дорога (Турксиб) — часть Казахской железной дороги. Соединяет Сибирь с Южным Казахстаном и с республиками Средней Азии. Протяженность 1452 км. Строительство основного участка магистрали (от станции Луговая до станции Семипалатинск, Казахстан) началось в марте 1927 г. и завершилось 1 мая 1930 г. — на год раньше срока. Эта дорога способствовала быстрому развитию экономики всех республик Средней Азии и Казахстана.

458. Знак в честь завершения строительства основного участка Туркестано-Сибирской ж. д. 1930 г.

a) Серебро. Эмаль. Винт.....................................................4000-5000

b) Бронза. Желтая, красная и синяя эмали. Винт...................................2000-2500

c) Бронза. Красная и синяя эмали. Винт.........................................1700-2000

Железная дорога «Орша — Лепел». С декабря 1924 года по ноябрь 1925 года силами Объединенного корпуса войск путей сообщения была построена новая, 132-километровая железная дорога Орша — Лепел в Белоруссии. В первом поезде из Орши в Лепел прибыл командующий Западным военным округом М. Н. Тухачевский. В 1927 году ЦИК БССР учредил почетный знак для командиров и красноармейцев, отличившихся на строительстве.

459. Знак «Строителю железной дороги Орша — Лепел». 1927 г.

a) Серебро. Эмаль. Винт.....................................................5000-6000

b) Бронза. Эмаль. Винт......................................................2500-3000

Московский метрополитен им. JI. М. Кагановича (с 1955 г. — им. В. И. Ленина) — первый в СССР метрополитен. Решение о его строительстве в Москве было принято ЦК ВКП(б) в 1931 году. Сооружение первой очереди началось в 1932 году.

13 станций были открыты 15 мая 1935 года. 13 марта 1938 года завершено строительство второй, а 18 января 1944 года — третьей очереди. В настоящее время Московский метрополитен имеет 172 станции.

460. «Ударнику похода им. Кагановича». 1934 г. Бронза. Серебрение. Эмаль. Винт........1200-1500

461. Знак за окончание строительства первой очереди Московского метрополитена. 1935 г.

a) 32 х 35 мм. Серебро. Эмаль. Винт. «Всекохудож», г. Москва. Номер вырезан штихелем....1500-2000

b) 33 х 36,5 мм. Серебро. Эмаль. Винт. «ЛМД». Номер выбит пуансоном...................600-800

462. Знак за окончание строительства второй очереди Московского метрополитена. 1938 г. 33 х 36,5 мм. Серебро. Эмаль. Винт. «ЛМД». Номер выбит пуансоном......................600-800

463. Знак за окончание строительства третьей очереди Московского метрополитена. 1944 г. 33 х 36,5 мм. Серебро. Эмаль. Винт. «ЛМД». Номер выбит пуансоном....................1000-1300

464. Знак «Год работы метро им. Л. М. Кагановича». 1936 г. Бронза. Серебрение. Эмаль. Винт...............................................................................................................5000-7000

НЕ ХВАТАЕТ ТЕКСТА!!!!!!!


Большой Ферганский канал им. Сталина — канал в Ферганской долине на территории Узбекской ССР (283 км) и Таджикской ССР (62 км) — одно из крупнейших ирригационных сооружений в мире. Построен в 1939 — 1940 гг. за 1,5 месяца методом народной стройки при участии 160 тысяч колхозников. Канал берет свое начало из основного притока р. Сырдарьи — р. Нарын.

470. Знак строителя Большого Ферганского канала. 1939 г. «ЛМД».

a) «Таджик ССР». Бронза. Серебрение. Эмаль. Винт...................................600-800

b) «Уз ССР». Бронза. Серебрение. Эмаль. Винт.......................................120-150

Канал им. Кирова в Голодной степи — оросительный канал в Голодной степи (Казахская и Узбекская ССР). Первоначально канал был построен в 1913 году. В 1939 — 41 годы проведено его расширение и удлинение. Протяженность канала составила 68 км по территории Узбекской ССР и 45 км по территории Казахской ССР. Канал самотечный в земляном русле.

471. Знак строителя канала им. Кирова в Голодной степи. 1940 г. «ЛМД». Бронза. Серебрение. Эмаль. Винт............................2500-3000

Автомагистраль Минск — Москва. В июне 1936 года началось строительство автомагистрали Минск — Москва протяженностью 695 км. Для строительства автомагистрали в системе ГУЛАГа был создан Вяземлаг. Весной 1941 года, после принятия постановления ВКП(б) о строительстве 256 полевых аэродромов для нужд ВВС РККА, строительство автомагистрали было временно приостановлено.

472. «Строителю автомагистрали Минск — Москва». 30-е гг. Бронза. Эмаль. Винт............2500-3000

473. Знак за завершение строительства ж. д. моста через Волгу у города Горький. 1933 г. Бронза. Краска............................................................1200-1500

474. Знак за ударное строительство Днепропетровского моста. 1932 г. Бронза. Эмаль. Винт........................................................1500-1700

475. «Ударнику — строителю комбината "Рабочая Москва"». 30-е гг. Серебро. Эмаль............................................................1800-2000

476. Жетон завода «Физикохимик» в честь первого выпуска водомеров. 1923 г. Серебро.................................................................1000-1200

Краммашзавод им. Сталина — Ново-Крама-торский машиностроительный завод имени Сталина (НКМЗ) — одно из крупнейших предприятий тяжелого машиностроения СССР (г. Краматорск, УССР). Строительство началось в 1930 году, и завод вступил в строй в 1934 году. В период немецко-фашистской оккупации Сталинской области (1941 — 1943 гг.) завод был разрушен. На базе эвакуированного в первые месяцы войны оборудования НКМЗ было создано несколько машиностроительных заводов.

477. Знак за завершение строительства Краммашзавода им. Сталина. 1934 г. Бронза. Серебрение. Эмаль. Винт................................................600-800

Бобриковский химический комбинат (Бобрикстрой). В мае 1930 года вблизи деревни Бобрик Московской области (в настоящее время — Тульской области) началось строительство химического гиганта. По капиталовложениям Бобрикстрой уступал только Магнитке. Несмотря на огромный дефицит техники, первостроители за неполных три года сумели возвести 30 промышленных корпусов. Официальная дата рождения предприятия — 22 декабря 1933 года. В связи с началом строительства крупного химического комбината возник город Бобрики, с 1934 года — Сталиногорск, в настоящее время — город Новомосковск.

Туркстрой. В 1932 году Советский Союз предоставил Турции долгосрочный кредит и техническую помощь для сооружения текстильных комбинатов в городах Кайсери и Назилли. На строительстве данных предприятий работали советские специалисты. Курировал стройки трест Туркстрой.

478. Знак за завершение строительства Бобрикстроя. 1933 г. Бронза. Серебрение. Эмаль. Винт........................................1000-1200

479. Знак за окончание строительства аммиачного завода Бобрикстроя. 1933 г.Серебро. Эмаль. Винт.................................................6000-8000

480. Туркстрой. Знак за завершение строительства. 1934 г. Бронза. Эмаль. Винт.......3000-4000

481. Ленинградстрой. «За строительство общежития ГЛ-ПР-К». 1930 г.Серебро. Эмаль. Винт.................................................1000-1200

482. Ленинградстрой. «За строительство студ. общежития ВСНХ-Главпромкадр». 1930 г.Серебро. Эмаль. Винт.................................................1200-1500

483. Ленинградстрой. «За строительство Гидровтуза». 1931 г. Бронза. Эмаль. Винт....800-1000

Печорский бассейн. Первые попытки добычи нефти в районе реки Ухта (ныне республика КОМИ) предпринимались с XVIII века, но они оказались неудачными. С 1929 года освоение Ухтинского нефтяного месторождения было возложено на ОГПУ и специально создан Северный лагерь ОГПУ особого назначения (СЕВЛОН). С 1931 года началось промышленное освоение Печорского края. Помимо добычи нефти, в крае начались разведка и освоение каменноугольного месторождения, расположенного на реке Воркута, для чего создали управление Воркутастрой. Добыча угля началась с 1934 года. В 1941 году, в связи с разработкой нового угольного месторождения, в КОМИ на реке Большая Инта из состава Воркутастроя выделяется Интастрой. На строительстве использовался труд заключенных Воркуталаг и Инталаг.

НЕ ХВАТАЕТ ТЕКСТА!!!

487. Знак «Отличнику дальстроевцу». С 1940 г.

a) 1940 — 41 гг. Серебро. Эмаль. Винт....................................6000-7000

b) С 1941 г. Бронза. Эмаль. Винт.........................................2000-2500

488. Знак «Дальстрой». 40-е гг. Бронза. Эмаль. Винт. Существуют варианты по исполнению

Дальстрой. 13 ноября 1931 года постановлением Совета труда и обороны (СТО) СССР №516 был организован Государственный трест по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы — Дальстрой. Тресту были поручены поиск и разработка золоторудных месторождений и строительство автодорог. С октября 1932 года район деятельности Дальстроя был выделен в самостоятельную территорию, входившую в Дальневосточный край. В 30-е годы этот район неоднократно расширялся. К 1951 году территория Дальстроя составляла около 3 млн. кв. км — вся Магаданская область, часть Якутии, Хабаровского края и Камчатской области.

С момента создания Дальстрой подчинялся СТО, а после его упразднения — СНК СССР. Производственные подразделения Дальстроя обслуживались Управлением Северо-восточных исправительно-трудовых лагерей (СВИТЛ), организованного приказом ОГПУ от 1 апреля 1932 г.

Постановлением СНК № 260 от 4 марта 1938 года трест передается в ведение НКВД СССР. Тем же постановлением трест переименовывается в Главное управление строительства Дальнего Севера (ГУСДС) при НКВД СССР. При этом аббревиатура «Дальстрой» сохранилась.

В марте 1953 года ГУСДС было передано в Министерство металлургической промышленности, а в 1957 году ликвидировано.

В начале 30-х годов, в результате раскулачивания и тотальной коллективизации в СССР, разразился страшный голод. Только за 1932 и 1933 годы от голода на Украине умерли 4 млн., на Кубани — 1,5 млн., в Средней Азии и Казахстане — 1 млн. человек. В феврале 1933 года проходит Первый Всесоюзный съезд колхозников-ударников, на котором о голоде не говорится ни слова, а выдвигается лозунг сделать колхозы большевистскими, а колхозников зажиточными. В стране разворачивается широкое движение «Сталинский поход за высокий урожай и развитие животноводства».

489. «Сталинский поход за социалистическое животноводство». 30-е гг. Сталь. Эмаль. Винт......................................................500-700

490. «Сталинский поход за большевистский сев — за высокий урожай». 30-е гг. Сталь. Эмаль. Винт......................................................500-700

491. «Участнику Сталинского похода за высокий урожай». 1935 г. Бронза. Эмаль. Винт.....600-800

492. «Ударнику Сталинского похода за высокий урожай. Челябинская обл.» 1933 г. Сталь. Омеднение. Эмаль. Винт. Есть варианты крепления барельефа: на «усах» или пайка...500-700

493. «Участнику Сталинского похода за высокий урожай хлопка. УзССР». 30-е гг. Сталь. Омеднение. Эмаль. Винт.............................................400-600

В середине 1934 года рабочие торфопредприятий Московской области объявили поход за лучшую бригаду им. Л. М. Кагановича. Поход мобилизовал всех торфорабочих на выполнение плана и дал блестящие результаты.

В 1929 году Совет труда и обороны утвердил программу военного кораблестроения на 1928 — 1932 годы, в которой предусматривалось массовое строительство торпедных катеров. Над проектом первого советского катера работал коллектив конструкторов под руководством А. Н.Туполева.

17 марта 1927 года спустили на воду опытный катер АНТ-3, а 3 сентября 1928 года на Балтийском судостроительном заводе построили первый серийный катер АНТ-4. Осенью 1932 года в присутствии наркома обороны К. Е. Ворошилова был спущен на воду 50-й торпедный катер.

494. «Участнику похода им. Кагановича за высокий урожай». 30-е гг.

a) Надпись «За высокий урожай» без эмали. Сталь. Омеднение. Эмаль. Винт...............800-1000

b) Надпись «За высокий урожай» на синей эмали. Сталь. Омеднение. Эмаль. Винт...........800-1000

c) Надпись «За высокий урожай» на красной эмали. Сталь. Омеднение. Эмаль. Винт.........800-1000

495. «Ударнику похода им. Кагановича за торф». 1935 г. Бронза. Серебрение. Эмаль. Винт..............................................3000-4000

496. Памятный знак в честь спуска на воду 50-го торпедного катера АНТ. 1932 г. Серебро. Эмаль. Винт.......................................................2000-2500

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. БАМ — 2-й магистральный (наряду с Транссибирской магистралью) железнодорожный выход России к Тихому океану. БАМ проходит от

Тайшета до Советской Гавани. Общая протяженность — 4300 км. Идея создания второго Транссиба возникла в начале XX века. Строительство БАМа началось в 30-е гг. В 1935 году завершили первую линию от Транссиба до поселка Тында. В месте стыка с Транссибом возникает поселок Бам. Определено генеральное направление трассы с опорными пунктами Тайшет — север Тындинский — Ургал — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань. Создается специальная организация по изысканию и проектированию магистрали — «БАМтранспроект» (с 1939 г. «БАМпро-ект»). Строительство не было завершено.

Комсомольск-на-Амуре — город, центр Комсомольского района Хабаровского края. Основан в 1932 году. С 1926 по 1937 годы территория Хабаровского края являлась частью Дальневосточного края (ДВК).

497. «Ударнику Байкало-Амурской магистрали». 30-е гг. Сталь. Омеднение. Эмаль. Винт.......4000-5000

498. «Почетному строителю Комсомольска. V лет». 1937 г. Бронза. Серебрение. Эмаль. Винт..............................................1500-1800

499. «Почетному строителю Комсомольска-на-Амуре. XV лет». 1947 г. Бронза. Эмаль. Винт..........................................................600-800

«Красный путиловец» — завод, созданный в 1801 году. До 1922 года — Путиловский завод. С 1922 года «Красный путиловец». Одно из старейших и крупнейших машиностроительных и металлургических предприятий СССР. Выпусает различные машины и энергосиловое оборудование высокой точности и сложности, прокат различных марок металла. В мае 1924 г. завод выпустил первый отечественный трактор. В декабре 1934 года заводу, в честь С. М. Кирова, присвоено название Кировский завод.

Балтийский завод — один из старейших судостроительных заводов России, основан 25 мая 1856 года как «Балтийский литейный, механический и строительный завод». До революции завод осуществлял проектирование и строительство военных кораблей и подводных лодок. С 1925 года завод приступил к широкой программе гражданского и военного судостроения: здесь изготавливались лесовозы, ледоколы, грузопассажирские и промысловые суда, крейсера, миноносцы, подводные лодки.

Пролетарский завод Октябрьской ж. д. В 1825 году в Санкт-Петербурге был создан Александровский чугунолитейный завод. До 1844 года основной продукцией предприятия были паровые машины, пароходы, изделия строительного и художественного литья. За этот период на заводе построили 17 пароходов, а в 1834 году была изготовлена первая цельнометаллическая Подводная лодка по проекту К. А. Шильдера. В 1844 году, с началом строительства первой российской железной дороги Санкт-Петербург — Москва, завод переводится в ведомство путей сообщения. В 1922 году Александровский завод был переименован в «Пролетарский». С 1923 года завод стал именоваться Пролетарским заводом Октябрьской железной дороги.

500. Памятный знак в честь 125-летия завода «Красный путиловец». 1926 г. Бронза. Эмаль. Винт..........................................................500-600

501. Знак в честь возобновления строительства кораблей на Балтийском заводе. 1925 г. Бронза. Серебрение. Эмаль. Винт..............................................1500-1800

502. Знак в честь 100-летия Пролетарского завода Октябрьской железной дороги. 1925 г.

a) Серебро. Эмаль. Винт.....................................................3000-4000

b) Бронза. Серебрение. Эмаль. Винт............................................1200-1500

Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Создан 1 декабря 1918 года. Основателем ЦАГИ был профессор Н. Г. Жуковский. С 1924 по 1936 годы ЦАГИ возглавлял А. Н. Туполев. Под его руководством в институте созданы этапные для отечественной авиации самолеты, такие как ТБ-1, ТБ-3 и другие.

Государственный институт по проектированию авиационных заводов (Гипроавиа). Создан в 1932 году приказом НКТП СССР. В 1936 году переименован в «Первый государственный проектный институт». Институт разрабатывал принципиально сложные, с инженерной точки зрения, объекты: ЦАГИ, ЦИАМ, КБ Туполева, КБ Ильюшина.

Авиационный завод №19 им. Сталина. В мае 1930 года принято решение Совета Труда и Обороны СССР о строительстве в городе Пермь моторостроительного завода №19. В 1932 году сданы в эксплуатацию первые цеха. В июне 1934 года собран первый авиационный звездообразный мотор М-25. В декабре 1935 года заводу №19 присвоено имя И. В. Сталина. С 1962 года — завод им. Свердлова.

503. Памятный знак в честь 10-летия ЦАГИ. 1928 г.

a) Серебро. Эмаль. Винт.......................................................500-700

b) Бронза. Эмаль. Винт........................................................200-300

504. Памятный знак в честь 15-летия ЦАГИ. 1933 г. Бронза. Серебрение. Эмаль. Винт.......150-200

505. Знак в честь 5-летия Гипроавиа. 1937 г. Бронза. Эмаль. Винт.........................1500-1800

506. Знак моторостроительного завода №19. 30-е гг.

a) Диаметр 44 мм. Бронза. Эмаль. Винт..........................................2000-2500

b) Диаметр 20 мм. Бронза. Эмаль. Винт. Существуют варианты по покрытию................500-600

507. Знак в честь 5-летия авиационного завода №22. 1932 г. Бронза. Эмаль. Винт..........700-900

508. Знак в честь 5-летия авиационного завода №22. 1932 г. Бронза. Эмаль. Винт........1200-1500

509. «Кадровому работнику авиационного завода №20 в честь 5-летия завода». 30-е гг. Бронза. Эмаль. Винт........................................................1200-1500

Авиамоторостроительный завод № 24 им. Фрунзе. В 1912 году французская фирма «Гном» построила на окраине Москвы завод по производству авиационных моторов. С 1914 года фирма стала называться «Гном и Рон». После революции два завода фирмы были национализированы и переименованы в правительственные заводы авиационных моторов №2 и №4. В 1927 году по решению правительства оба завода объединили. Предприятие стало называться «Завод №24 им. Фрунзе». В годы Великой Отечественной войны завод эвакуировали в г. Куйбышев.

Рыбинский авиамоторный завод № 26. Завод создан в 1926 году. Накануне ВОВ завод выпускал в сутки 45 двигателей для самолетов. В декабре 1941 года завод эвакуирован в Уфу. 17 декабря 1941 года Рыбинский, Уфимский и ряд эвакуированных предприятий Москвы и Ленинграда объединили в Государственный завод №26.

510. «Старому производственнику завода №24». 30-е гг. Бронза. Эмаль. Винт...............2000-2500

511. «Кадровику завода №24». 30-е гг.

a) «Кадровому фрунзенцу — 15». Бронза. Эмаль. Винт. Варианты никелирования............600-800

b) «Кадровому фрунзенцу. Завод им. Фрунзе». Бронза. Эмаль. Винт......................600-800

c) «Старому кадровику. Завод им. Фрунзе». Бронза. Эмаль. Винт. Вар-ты никелирования......600-800

d) «Старому кадровику. Завод им. Фрунзе №24». Бронза. Эмаль. Винт.....................600-800

512. «Лучшему ударнику авиамоторостроения. Завод №26». 30-е гг.

a) Надпись на знамени: «СССР. Лучшему ударнику. 5 лет». Бронза. Эмаль. Винт............2500-3000

b) Надпись на знамени: «СССР. Лучшему ударнику». Бронза. Эмаль. Винт................2500-3000

Бронетанкоремонтный и автомобильный завод № 1 (БТАЗ).

В 1916 году в подмосковной деревне Фили заложили завод легковых автомобилей «Руссо-Балт». После революции его переименовали в Бронетанкоремонтный и автомобильный завод №1. В 20-е годы создается «Промбронь», объединившая два завода БТАЗ №1 (Фили) и БТАЗ №2 (Преображенская застава), которые осуществляли ремонт армейских автомобилей, броневиков и танков. В 1922 году объединение выпустило первый автомобиль РСФСР — «Промбронь».

Луганский станкостроительный завод им. Ленина — Луганский литейный завод, позже ставший машиностроительным, построен в конце XVIII века по указу Екатерины II. Завод был крупнейшим поставщиком артиллерийских орудий и снарядов для армии Российской Империи. В начале века освоил массовое производство винтовочных патронов. В 1924 году переименован в «Станкостроительный завод им. Ленина». В СССР являлся одним из важнейших предприятий военно-промышленного комплекса.

Опытный завод Государственного института прикладной химии (ГИПХ). Институт основан в 1919 году на базе лаборатории и опытного завода Военно-химического комитета Русского физико-химического общества как Российский институт прикладной химии (РИПХ). В 1924 году переименован в Государственный институт прикладной химии.

 

513. Знак в честь выпуска автомобиля «Промбронь». 1922 г. Серебро. Эмаль. Винт......... . .2500-3000

514. Знак в честь 10-летия Луганского машиностроительного завода им. Ленина. 1934 г. Бронза. Эмаль. Винт..............................................................................................................1200-1500

515. Знак в честь 10-летия создания опытного завода ГИПХ. 1929 г. Серебро. Эмаль. Винт.........................................................................................................................1500-2000

516. Памятный знак сварочного комбината «Оргаметалл». 1935 г. Бронза. Эмаль. Винт.......500-700

517. Знак в честь 200-летия Ленинградского монетного двора. 1924 г.Серебро. Эмаль. Винт..........................................................................................................................800-1000

Московский электрозавод им. С. М. Кирова. Построен в 1928 году как первый трансформаторный завод в СССР. Он сыграл заметную роль в индустриализации страны и в развитии отечественной энергетики.

Первый государственный часовой завод им. С. М. Кирова (Москва). Строительство было начато в начале 1930 года. В апреле из США получено американское оборудование, а 1 октября завод вступил в строй. 16 декабря 1935 года М. Калининым было подписано постановление о присвоении заводу имени С. М. Кирова. За период с 1930 года по 1941 год заводом выпущено около 2,7 млн. карманных и наручных часов. В декабре 1941 года большая часть оборудования и специалистов были эвакуированы в г. Златоуст Челябинской обл.

Обувная фабрика им. Л. М. Кагановича (Минск). Построена в 1930 году. На этой фабрике работал официальный инициатор Стахановского движения в БССР — Григорий Скобло, мастер производства. В 1935 году на фабрике была создана первая в БССР стахановская бригада. Для справки: Л. М. Каганович с 14 лет работал на обувной фабрике.

Трест строительной индустрии (Индустрой). Создан в 1926 году. Занимался вопросами проектирования и строительства крупнейших индустриальных объектов.

518. Знак в честь 5-летия Московского электрозавода им. Кирова. 1932 г. Бронза. Эмаль. Винт..........................................................300-400

519. Знак в честь 5-летия Первого государственного часового завода. 1935 г. Бронза. Эмаль. Винт........................................................1500-2000

520. Знак в честь 10-летия Минской обувной фабрики им. Л. М. Кагановича. 1940 г. Бронза. Эмаль. Винт........................................................1500-2000

521. Памятный знак государственного треста резиновой промышленности РСФСР. 30-е гг. Серебро. Эмаль. Винт.......................................................2500-3000

522. Знак в честь 5-летия Индустроя. 1931 г. Серебро. Эмаль. Винт........................2500-3000

523. Жетон «25 лет ленинградскому трамваю». 1932 г. Серебро. Эмаль....................1200-1500

524. Знак в честь 10-летия Киевского облтрестУПО. 1932 г. Серебро. Винт...................600-800

525. Памятный жетон печатной фабрики «Жовтень» («Октябрь»). 1932 г. Серебро............600-800

526. Памятный знак фабрики Нацмен книги. УПО. 1932 г. Серебро. Винт.....................600-800

527. Памятный знак завода «Красный арсенал». 1923 г. Латунь. Винт......................800-1000

528. Памятный знак в честь 25-летия выпуска сеялки заводом «Красный пахарь». 1923 г. Латунь. Винт...............................................................800-1000

529. Памятный знак МСРККД М.К.Х. 30-е гг. Бронза. Эмаль. Винт..........................1300-1500

Московский прожекторный завод. В 1926 году при правлении Государственного электротехнического треста было организовано Московское прожекторное бюро. И, начиная с 1927 года, начались опытные работы по созданию отечественных прожекторов. В 1928 году выпущен первый советский прожектор. В 1932 году в Измайлово началось строительство цехов будущего Московского прожекторного завода, который вступил в строй 14 декабря 1935 года.

Государственное издательство РСФСР (Госиздат) — первое крупное советское издательство, организованное в Москве при Наркомпросе РСФСР в соответствии с Положением ЦИК от 21 мая 1919 года. Первым руководителем Госиздата был В. В. Воровский. В начале своей деятельности Госиздат выпускал преимущественно агитационную и политическую литературу. В 1930 году преобразован в Объединение государственных издательств РСФСР — ОГИЗ.

530. Знак в честь окончания строительства Московского прожекторного завода. 1935 г. Серебро. Эмаль. Винт.......................................................4000-5000

531. Знак в честь 5-летия Госиздата. 1924 г. Серебро. Эмаль. Винт.........................600-800

532. Знак в честь 50-летия Главных ленинских мастерских. 1924 г. Серебро. Эмаль. Винт..........4000-5000

533. Памятный знак фабрики им. РККА. Главмузуправление. 30-е гг.Латунь. Эмаль. Винт..........................................................600-800

534. Памятный знак «XV лет советского радиовещания». 1940 г. Знак выдавался лучшим работникам советского радиовещания. Латунь. Эмаль. Винт..........600-800

535. Памятный знак «Дом Ленина в Кзыл-Орде». 30-е гг. Латунь. Эмаль. Винт.................300-500

<<<Назад                                                                    Далее>>>

В начало раздела "Книги">>>