Задолго до появления самовара в быту применялись чайники, недостатком которых было то, что вода в них остывала.
Появление поддувала с впаянной внутрь сосуда трубой в чайнике позволило поддерживать температуру жидкости в нем. На иллюстрации 1 вы видите сбитенник — сосуд для приготовления традиционного горячего питья — сбитня, состоящего из меда и целебных трав. По своему образу сбитенник похож на восточные изделия, принесенные в Россию кочевниками, однако это не означает, что самовар возник в результате появления восточных аналогов.
Русская «кухня», построенная по принципу самовара, служила крестьянину, охотнику, воину с незапамятных времен. Она состояла из двух секций, предназначенных для приготовления щей и каши. В XVIII веке это изделие модернизируется, и появляются трехсекционные «кухни», где третья секция служит для чая. Естественно, что в этой связи у трехсекционной кухни появляется краник, служащий для наливания чая в стакан. Удобство этого прибора позволило просуществовать ему в неизменном виде до второй половины XIX века, когда самовар окончательно вытеснил своего предка.
На иллюстрации 2 вы видите двухсекционную кухню — прародителя самовара.
Сбитенник послужил прообразом первых самоваров. На иллюстрации 3 вы видите один из первых самоваров, имеющий все необходимые признаки этого прибора. Однако можно заметить в этом изделии некий «симбиоз». Так, сохранилась ручка для переноски, характерная для сбитенника, но вместе с тем удлинилась труба, подняв выше крышку, и увеличилось поддувало, что характерно для «кухни». Совершенно новым элементом стал краник, пока еще с примитивным, чисто функциональным устройством для поворота-закрывания. Он пришел на смену неэкономному носику, через который уходили вода и тепло вместе с паром.
Дальнейшее развитие творческой мысли ремесленников приводит к отказу от ручки, как элемента громоздкого и ненадежного. Самовар не требует перемещения в руках на дальние расстояния, он становится частью домашней утвари. Поэтому у него появляются по бокам две ручки, напоминающие ручки традиционных русских сундуков, куда складывались ценные вещи. Эти откидные ручки имеют упоры, придающие жесткость конструкции, что важно при переноске на стол прибора с горячим напитком.
На иллюстрации 4 мы видим классический пример самовара середины XVIII века. Большая площадка под поддувалом делает его устойчивым. Он выполнен в стиле своего времени — русского барокко, литье применено не только в кранике, но и при изготовлении ручек. Краник приобретает элемент украшения — «ветку».
На иллюстрации 5 вы видите самовар начала XVIII века, который владелец коллекций называет «строитель». Это типичный «артельный» самовар-работяга, следующий за бригадой строителей и поэтому сохранивший ручку. Может быть, именно из этого самовара пил чай и Петр I вместе с рабочими во время строительства Петербурга. В отличие от самовара на иллюстрации 3, он имеет украшение — «ветку», что говорит о его более позднем и, очевидно, «городском» происхождении.
Но он сделан задолго до первых тульских самоваров братьев Назара и Ивана Лисициных 70-х годов XVIII века, а его «тулово» — сосуд — выполнено из спаянных пластин.
1. Самовар-сбитенник. Середина XVIIIв. Латунь, выколотка, литье. 33х30х21 |
2. Самовар-кухня.Середина XVIII в. Красная медь, выколотка, литье. 30х29х23 |
3. Самовар. Вторая половина XVIII в. Красная медь, выколотка, литье. 32х32х20 |
4. Самовар. 1780-е гг. Латунь, выколотка, литье. 37х30х25 |
5. Самовар.Последняя четверть XVII] в. Красная медь, выколотка, литье. 40х41х26 |
6. Самовар. Последняя четверть XVIII в.Латунь, выколотка, литье, патинирование. 43х31х29 |
8. Самовар. Конец XVIII в. Латунь, выколотка, литье. 29х25х25 |
9. Самовар. Начало XIX в. Красная медь, выколотка, питье, чеканка, патинирование. 40х28х26 |
Самовар на иллюстрации 8 шестигранной формой своего тулова как бы подчеркивает сугубую техничность, функциональность изделия. Даже ручки, в том числе крана, изготовлены из дерева в заботе о руках пользователя, чтобы не было горячо. Но полушарие тулова, выходящее как бы свободно, независимо от граней, вниз, мелкое членение крышки сосуда на объемы горизонтальными линиями, просечка конфорки и лихие завитки, напоминающие скрипичную головку на ручке, говорят о художественном вкусе мастера.
Соответствует ли наше современное представление о мастерах того времени действительности, задумываешься часто, глядя на изделия, дошедшие до нас. Как предыдущий самовар, так и самовары, которые мы видим на иллюстрациях 9 и 10, отличаются чувством меры, ритма, пропорций, стиля времени. Пластика хрустальной рюмки, сложных ручек, ветки крана или двух «братьев», также как будто сделанных из хрусталя, — это не просто совершенная техника исполнения. Это композиция сродни скульптуре, рассчитанная на круговой обзор в пространстве интерьера. Такого уровня художественного мастерства сегодня редко достигает специалист с высшим образованием, вооруженный знанием законов композиции и изощренностью современной художественной школы со всем ее историческим богатством.
Кем же были эти ремесленники, оставившие о себе память в утилитарных произведениях, без имени и фамилии? Обращаясь к исследованиям Ключевского, мы узнаем, что уже в Петровское время, когда появились самовары, подмастерья, ученики подчас владели не только знаниями в объеме нашей начальной школы, но и одним-двумя иностранными языками, и держали конкурсные экзамены, чтобы попасть в мастера.
10. Самовар. Конец XVIII, начало XIX вв. Латунь, выколотка, литье, чеканка. 67х31х32 11. Самовар. Конец XVIII, начало XIX вв. Латунь, выколотка, литье. 51х27х28 |
Следует отметить, что вообще все самовары русских мастеров, изготавливающих свои изделия комплектно и индивидуально, как и любое произведение искусства, несут на себе отражение, с одной стороны, мастера — с его чертами характера и образом, а с другой стороны, заказчика. В этом смысле они напоминают портретную живопись, которая, будучи нацелена на сходство с портретируемым, содержит вместе с тем черты портретиста.
В начале XIX века появляются самовары «бочонки». Сосуды такой формы пользуются особой популярностью среди офицеров русской армии, в обозах которой впоследствии они приезжают в завоеванный Париж. Уже тогда, во время похода русских освободительных войск, многие жители центральных европейских стран знакомятся с русским самоваром. Тамошние мастера по металлу начинают копировать необычные российские сосуды, поражаясь простоте и бесподобности их устройства. Даже создают свои оригинальные водогреи, которые потом попадают в Россию. На протяжении всего XIX века русские люди, путешествуя по Европе, покупают огромное количество разнообразных произведений искусства, конечно, не пропуская предметов, которые напоминают им родное отечество. А самовар всегда, где бы и кем бы ни был сделан, не терял свою национальную самобытность.
12. Самовар-бочонок. Последняя четверть XVII] в. Красная медь, латунь, выколотка, литье. 33х21х16 13. Самовар-бочонок. Конец XVIII в. Латунь, выколотка, литье. 36х23х19 |
14. Самовар-бочонок.Середина XIX в. Томпак, выколотка, литье, чеканка, кость. 39х44х21 |
15. Самовар-бочонок. Конец XVIII в. Мастер Василий Бечинский. Латунь, выколотка, литье, чеканка. 37х41х18 |
16. Самовар. Первая четверть XIX в. Красная медь, латунь, выколотка, литье, чеканка. 31х22х17 |
17. Самовар.Начало XIX в. Красная медь, выколотка, литье. 44х31х28 |
На снимке 15 «бочонок», по преданию, имел легендарного хозяина — героя войны 1812 года отважного предводителя русских партизан Дениса Давыдова. В начале нашего века его владельцем был известнейший художник В. Д. Лебедев, и уже от вдовы художника, Ады Сергеевны Лебедевой-Лазо (дочери известного революционера) перешел в коллекцию Андрея Андреевича Лобанова.
У Андрея Андреевича такой возможности не было. За деньги П. П. Квасков ничего не отдавал. Так что пришлось выискивать старинные кинжалы, сабли и шпаги и показывать Кваскову, надеясь на обмен. В течение трех лет его реакция на смотринах была однозначна — «Это не годится», и только шлем от доспеха XVII века решил проблему.